Неолибералы никогда не называют себя неолибералами. Это очень похоже на историю термина «русофобия», которую на Западе считают не более чем пропагандистским штампом. Логика здесь очень проста: если какое-то явление нельзя назвать, то его и не существует в реальности. По этой же причине неолибералы вообще предпочитают не говорить о себе, избегают какой-либо идеологической привязки. Мол, мы даже не либералы, мы просто «нормальные» люди, которые хотят всего самого хорошего и доброго для всех-всех-всех!
Но почему они так бояться говорить о самих себе, о своих конечных целях и идеалах? Может быть, потому, что планы неолибералов настолько чудовищны, что даже самые мерзкие преступления гитлеризма померкнут на их фоне? Для ответа нужно углубиться в историю.
Либерализм как идеология начинается тогда, когда одна часть социума («прогрессивная» и потому более значимая) противопоставляется всему обществу в целом. Начало было положено английским философом Томасом Гоббсом (1588-1679), который отделил гражданское общество от государства. До него государство и общество воспринимались как неразрывное целое: так обеспечивалось стабильное развитие, сохранялась культурная преемственность.
Но после Гоббса появилась возможность для уничтожения единства власти и народа. Именно с него следует отсчитывать рождение либерализма. После того как семена вражды были посеяны, нужно было лишь натравить «общество» (а на самом деле кучку мятежников и люмпенов) на государственную власть.
Другой британец – Ульям Годвин (1756-1836) – уже будет считать государство непримиримым врагом общества. Очевидно, в этом крайнем случае либеральная идеология переходит в анархизм, который стремится до основания разрушить установленный порядок. И не удивительно, что Годвин также считается родоначальником анархизма.
Итак, как мы видим, путь от либеральной идеологии к хаосу революции и анархии был прямым. Не стоит поэтому удивляться, что первый в истории террористический режим был либеральной диктатурой: все якобинцы были сплошь либералами, а «великая» французская революция – это мятеж либералов против власти монарха.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В этом смысле современные неолибералы не далеко ушли от Робеспьера, Марата, Сен-Жюста и К°: «Декларация прав человека и гражданина» перетекает в нынешний диктат «прав человека», а революционный трибунал превращается в ЕСПЧ и гаагское судилище.
Формирование неолиберализма как идеологии связано с именем Фридриха фон Хайека. В 1940-е годы формируется наиболее «прогрессивный» взгляд на мир. Общество теперь воспринимается как фабрика. Соответственно, и жизнь отдельного человека сводится к производству и потреблению. Демократические институты теперь призваны охранять этот новый мировой порядок – и жестоко карать всех, кто пожелает ему воспротивиться.
Либеральная идеология прошла долгий путь в своей эволюции: война против Империи в эпоху Реформации сменилась войной против религии в век Просвещения и Революции. После крушения СССР либерализм одержал победу над социализмом, оказавшись полноправным властелином всего мира. А дальше вы знаете: война против семьи.
Здесь мы лицом к лицу сталкиваемся с ключевой особенностью неолиберализма. Государство, которое изначально воспринималось либералами в качестве врага, теперь становится их смертельным оружием. Используя государственные институты (от ювеналки до армии) либералы несут «прогрессивные» ценности всему «отсталому» человечеству – причём как внутри своих стран, так и за их пределами.
Неолиберализм не знает границ, поэтому для него в равной степени важно «перевоспитать» своё собственное население – и уничтожить какую-нибудь далёкую страну (Югославию, Афганистан, Ирак, Ливию или Сирию).
Ради достижения своих целей неолиберальные элиты координируют усилия через надгосударственные структуры – ЕС и НАТО. Они узурпируют право говорить от имени всего человечества и формируют международные судилища – МУС и ЕСПЧ. Здесь решаются судьбы людей и целых народов, которые не вписываются в неолиберальную повестку.
Но каков же конечный идеал неолибералов? Что из себя представляет неолиберальная утопия? Может быть, это правовое демократическое государство? Нет, потому что в своём стремлении навязать свои ценности всем людям на земном шаре неолибералы зачастую грубо нарушают все мыслимые законы – не только божеские, но и человеческие.
Соединённые Штаты – гегемон капиталистического мира – могут совершать военные интервенции по всему свету без одобрения ООН. Демократия также не стоит абсолютно ничего. По этой причине Запад спонсирует и поддерживает оранжевые революции там, где народ недостаточно либерален.
Конечный идеал неолиберализма – это расчеловеченный индивид, забывший о своих исторических корнях и презревший всякие моральные ограничения.
Единственная альтернатива повсеместному диктату неолиберализма – это проект многополярного мира, в рамках которого признаётся многообразие путей цивилизационного развития. Только объединившись, равноправные самобытные цивилизации способны отстоять собственную независимость и право на существование.
Однако и внутри стран, которые встали на путь многополярности, не всё так гладко: неолиберальные тенденции пустили корни и у нас. Поэтому восстание против либеральной диктатуры должно сопровождаться и процессом внутреннего очищения: либерализм – это зараза, которую нельзя победить только на поле боя. Каждый народ должен победить его в самом себе.
Комментарии читателей (2):
"Либерализм - враг свободы", см: https://inance.ru/2014/08/liberalizm/