Поскольку наибольший риск для безопасности Центральной Азии представляют внутренние проблемы, основным способом поддержания безопасности и стабильности в регионе должно стать их устранение. Даже барьер от внешних опасностей должен возводиться в первую очередь внутри стран. Об этом пишет профессор Института международных исследований Фуданьского университета (Шанхай) Чжао Хуашэн в статье для Международного дискуссионного клуба «Валдай».
Общей чертой государств Центральной Азии в последние годы является акцент на внешних угрозах – это основной ракурс для вопросов национальной безопасности. На это есть причины.
С момента обретения независимости бывших советских республик вопрос безопасности стал дамокловым мечом для центральноазиатских стран. Возможность того, что всё может внезапно рухнуть, заставляла нервничать страны региона. Тремя главными опасными силами для них являются терроризм, экстремизм и сепаратизм. Центральная Азия расположена в нестабильной зоне. Начало 1990-х годов, когда государства Центральной Азии стали независимыми, было временем, когда эти три силы находились на пике – они проникали в регион различными способами и координировали действия друг с другом. Экономика государств была хрупкой, а общество нестабильным. Угрозы национальной безопасности и даже безопасности режимов были реальными и опасными.
В Центральной Азии активно действовали религиозно-экстремистские силы. Они выступали за создание исламских религиозных государств в Средней Азии, отвергали светские режимы и стремились свергнуть существующий государственный строй, в том числе с помощью насилия и террора. В феврале 1999 года экстремистские силы организовали покушение на президента Узбекистана Ислама Каримова. Шесть бомб взорвались по пути следования президентского кортежа, но Каримов выжил. Летом 1999 года и весной 2000 года несколько вооружённых группировок нанесли удары по Киргизии и Узбекистану, вызвав шок в странах Центральной Азии. В марте 2004 года террористы устроили взрывы в Ташкенте и Бухаре в Узбекистане, в то время как теракты меньшего масштаба распространились по всему региону. Террористические, сепаратистские и экстремистские силы стали серьёзной проблемой для стран Центральной Азии.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
После вывода советских войск из Афганистана в 1989 году страна скатилась в жестокую гражданскую войну. Центральная Азия и Афганистан географически связаны горами и реками, с Афганистаномграничаттри бывшие советские республики, а это означает, что вдоль Центральной Азии существует опасная зона нестабильности протяжённостью более 2300 км.
Когда в 1996 году власть захватили талибы (организация, запрещенная в России), ситуация с безопасностью в Центральной Азии стала ещё более серьёзной. Центральная Азия теперь граничила не только с нестабильным регионом, но и с весьма специфическим государством. Слухи о том, что талибы (организация, запрещенная в России), возможно, направятся на север, встревожили страны Центральной Азии. В Афганистане нашли убежище многие региональные и глобальные террористические организации, такие как «Аль-Каида» (организация, запрещенная в России), Исламское движение Узбекистана (организация, запрещенная в России), «Хизб ут-Тахрир» (организация, запрещенная в России) и Исламское движение Восточного Туркестана (организация, запрещенная в России). Афганистан стал центром трёх вышеупомянутых сил, в котором на глазах у центральноазиатских стран окопались региональные террористические структуры.
После свержения режима талибов (организация, запрещенная в России) Соединёнными Штатами в 2001 году Афганистан продолжал страдать от бесконечной гражданской войны, разгула терактов и роста трансграничной преступности. Угроза безопасности Центральной Азии оставалась серьёзной. В 2003 году США вторглись в Ирак, после чего последовала «арабская весна», которая погрузила Ближний Восток в хаос и привела к возникновению «Исламского государства» (организация, запрещенная в России), которое стремилось доминировать в мусульманском мире. К группировке присоединилось большое количество выходцев из Средней Азии, находящихся под влиянием экстремистской идеологии. По имеющимся данным, среди боевиков террористических организаций Ближнего Востока выходцы из Средней Азии составляют около 20 процентов. Они возвращаются домой в Среднюю Азию с новыми угрозами для своих стран.
В то же время неожиданно наступила «цветная революция». Движимая иностранными силами, она распространилась с Ближнего Востока на Грузию и Украину, а затем и в Среднюю Азию. «Революция тюльпанов» в Киргизии в 2005 году, приведшая к свержению президента Аскара Акаева после 15 лет пребывания у власти, стала настолько большим потрясением, что страны Центральной Азии не могли не воспринять «революции» как новую угрозу безопасности.
Сейчас внешние угрозы по-прежнему считаются главной угрозой безопасности региона. Оценивая причины беспорядков в Алма-Ате в январе 2022 года, правительство Казахстана по-прежнему считает основными виновниками внешние силы. Несмотря на меняющиеся обстоятельства в Афганистане, страны Центральной Азии всё ещё сомневаются в будущем страны и считают её главным фактором неопределённости в области региональной безопасности.
Внешние факторы ещё долго будут оставаться серьёзной угрозой безопасности стран Центральной Азии. В этом нет никаких сомнений. Однако при оценке рисков безопасности следует уделять больше внимания внутренним факторам. На самом деле, судя по опыту стран Центральной Азии после обретения ими независимости, особенно в последнее десятилетие или около того, в вопросах их безопасности и стабильности внутренние факторы играют намного большую роль, чем внешние.
И террористическая деятельность, и «цветные революции» в основном вызываются внутренними факторами и осуществляются внутренними силами. Даже иностранные террористические группы, нацеленные на государства Центральной Азии, в основном состоят из их собственных граждан. Конечно, внутренние и внешние факторы переплетаются и их трудно разделить, но внутренние факторы имеют основополагающее значение.
Внешние факторы, хотя они и опасны, могут оказывать воздействие, только используя внутренние события.
С точки зрения последствий, внутренние инциденты более интенсивны и кровавы. За независимостью Таджикистана последовала пятилетняя гражданская война, в результате которой погибли и были ранены десятки тысяч человек. По меньшей мере 169 человек были убиты в ходе беспорядков в Андижане (Узбекистан), в мае 2005 года. В апреле 2010 года по меньшей мере 65 человек были убиты и более 400 ранены во время беспорядков в Бишкеке (Киргизия), когда демонстранты захватили государственный телеканал, парламент и правительственные здания, а также разграбили и сожгли президентский дворец. В июне 2010 года в ходе беспорядков и межэтнических столкновений в Оше (Киргизия) погибли не менее 124 человек и более 1500 получили ранения. Узбекистан заявил, что более 500 этнических узбеков были убиты и более 100 000 стали беженцами. В результате беспорядков в Жанаозене в Казахстане в декабре 2011 года более 70 человек погибли и сотни получили ранения. Ещё свежи воспоминания о беспорядках в Алма-Ате в январе 2022 года, в ходе которых погибли 225 человек и более 4300 получили ранения. Все эти инциденты сопровождались насилием, беспорядками, грабежами, поджогами и разрушениями, наносили огромный ущерб национальной безопасности, социальной стабильности и благосостоянию людей и даже ставили под угрозу государственную власть.
Терроризм, сепаратизм и экстремизм будут существовать ещё долгое время. Их трудно искоренить, и они будут расширяться, когда позволят условия. Однако по сравнению с тем, что было примерно десять лет назад, активность международных террористических организаций ослабла. Крупнейшие угрозы для Центральной Азии, такие как «Аль-Каида» (организация, запрещенная в России), ИГ (организация, запрещенная в России), Исламское движение Узбекистана (организация, запрещенная в России), Исламское движение Восточного Туркестана (организация, запрещенная в России), «Хизб ут-Тахрир» (организация, запрещенная в России), уже не так опасны, как десять лет назад. После возвращения к власти в 2021 году талибы (организация, запрещенная в России) пообещали не позволять террористическим группам с афганской земли проводить террористические действия против соседних стран, хотя время покажет, могут ли они на самом деле это сделать.
Риск «цветной революции» остаётся, но её модель уже известна, а методы предотвращения более эффективны. Новых успехов таких «революций» не было со времен украинской «цветной революции» 2014 года. Белорусская «цветная революция» 2020 года провалилась. Более того, при наличии Китая, России и Шанхайской организации сотрудничества в Центральной Азии иностранным силам не так-то просто осуществить «цветную революцию» по украинскому сценарию.
В настоящее время Центральная Азия с меньшей вероятностью подвергнется крупномасштабному нападению со стороны террористических групп извне, и справиться с таким нападением ей будет относительно просто. Иностранные террористические группировки, как правило, представляют собой небольшие вооруженные формирования, и если они действуют открыто, то не страшны. Более того, имея ОДКБ в качестве гарантии военной безопасности, Китай в качестве партнёра по сотрудничеству в области безопасности и ШОС в качестве политического покровителя, Центральная Азия вполне способна реагировать на вооружённые нападения террористических организаций.
Реагировать на внутренние события гораздо сложнее. Перед лицом внутренних массовых демонстраций страна оказывается перед дилеммой в выборе средств борьбы с ними. Мирными средствами бывает трудно остановить развитие событий, а силовые средства обостряют противоречия, приводя к серьёзным негативным последствиям. Даже силы правопорядка могут быть поколеблены и разделены, что ярко проявилось в беспорядках в Казахстане.
Как показывает прошлый опыт, после того как в странах Центральной Азии происходят массовые публичные выступления, поддерживать мир становится очень сложно. Такие выступления легко выливаются в насильственные действия, которые быстро превращаются в полномасштабный бунт, переходя от разгрома и грабежей магазинов к нападениям на государственные учреждения и их захвату, что может даже привести к свержению государственного режима. Это делает массовые инциденты в странах Центральной Азии особенно разрушительными и опасными.
Всё это свидетельствует о том, что внутренние инциденты представляют большую опасность для безопасности и стабильности в Центральной Азии, чем внешние. Они наносят глубокий ущерб, с ними сложнее бороться и зачастую они имеют более серьёзные последствия.
Учитывая, что внутренние факторы являются ключевыми рисками, важен вопрос – откуда они берутся? Обычно они связаны не с одним фактором, а с несколькими. Беспорядочная борьба за власть, политические разногласия в обществе, посягательство экстремистских религиозных сил, региональная рознь, этнические противоречия и так далее – все эти факторы могут быть причиной. Однако наиболее распространённой причиной является народное недовольство, которое, в свою очередь, связано с бедностью, безработицей, неравенством, коррупцией, кумовством и социальной несправедливостью. Это общие проблемы во всех странах Центральной Азии.
За последние тридцать лет страны региона приложили большие усилия в области экономического развития и социального строительства и добились заметных достижений и прогресса. Однако им ещё есть к чему стремиться. Некоторые страны Центральной Азии по-прежнему отстают в экономическом отношении, их население считается бедным. По данным Всемирного банка, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан – это страны с низким и средним уровнем дохода, в которых проживает большое количество бедняков. Около четверти жителей Киргизии и Таджикистана до сих пор находятся за чертой бедности. Национальный доход на душу населения в Узбекистане вырос более чем втрое за тридцать лет – с 600 долларов в 1992 году до 1983 долларов в 2021 году. В Киргизии он увеличился более чем вдвое – с 520 долларов до 1276 долларов. В Таджикистане – с 280 до 897 долларов США, то есть почти в три раза. Однако это увеличение выглядит скромным в абсолютном выражении и ниже в реальном выражении с поправкой на инфляцию. В 2022 году среднемесячная заработная плата в Таджикистане составляла всего около 160 долларов, а в Узбекистане – около 340 долларов. Каждый год сотни тысяч или даже миллионы людей покидают свои дома, чтобы работать в таких странах, как Россия, Казахстан и Турция, что делает их доход важным источником средств к существованию для семей.
Недовольство народа происходит не только от бедности, но в большей степени от несправедливого распределения общественного богатства, поляризации между богатыми и бедными, коррупции чиновников, чрезмерного накопления богатства верхушкой и так далее. Казахстан, где в прошлом году вспыхнули беспорядки, отнюдь не бедная страна. Благодаря нефти и газу он и Туркмения являются самыми богатыми странами в Центральной Азии. Доход на душу населения в Туркмении составлял 7 344 доллара США в 2019 году, а в Казахстане – 10 373 доллара США в 2021 году и целых 12 080 долларов США на пике в 2014 году. Обе страны классифицируются Всемирным банком как страны с доходом выше среднего. Но богатство страны не означает, что её люди не бедны. На самом деле, хотя Казахстан богат, его простые граждане получают непропорционально малую долю богатства страны – и это чувствуют. Президент Токаев заявил после алматинских беспорядков, что половина жителей Казахстана зарабатывает не более 50 000 тенге в год – то есть чуть больше 1300 долларов, около 110 долларов в месяц. В то же время появилось новое поколение сверхбогатых: 162 самых богатых человека владеют половиной богатства страны. В результате казахстанцы недовольны и обижены.
Поскольку наибольший риск представляют собой внутренние проблемы, основным способом поддержания безопасности и стабильности в Центральной Азии должно стать их устранение. Даже барьер от внешних опасностей должен возводиться в первую очередь внутри стран. Собственно, государства Центральной Азии это всё яснее осознают, и на это направлены реформы, проводимые в Узбекистане и Казахстане. Ключевыми элементами реформ являются экономическое развитие, искоренение бедности, борьба с коррупцией, социальная справедливость, повышение уровня жизни населения и обеспечение национального развития и социальной стабильности. Конечно, это будет долгий и мучительный процесс, и успех не будет достигнут в одночасье.
Комментарии читателей (0):