Темпы натурализации в Эстонии и Латвии резко снизились. Все меньше русскоговорящих жителей, постоянно проживающих на территории этих стран хотят получить гражданство. Власти балтийских государств трактуют это явление по-разному, передает корреспондент ИА REX.
В Эстонии, по последним данным Департамента полиции и погранохраны,7,5% жителей не имеют вообще никакого гражданства. Как выяснилось в ходе исследования, проведенного Таллиннским университетом и фирмой Saar Poll по заказу Министерства культуры, 73% эстонцев и 82% неэстонцев считают экзамен на гражданство несправедливым, а также 65% эстонцев и 92% неэстонцев – слишком сложным, сообщает портал www.err.ee.
«Ситуация с негражданством особенно плоха, поскольку ценность гражданства просто упала», - отмечает руководитель исследования, профессор сравнительной политики Таллинского университета Райво Ветик.
По мнению министра культуры Эстонии Лайне Янес, дело не столько в сложности экзамена, сколько в том, что люди боятся идти на экзамен. «Самое главное – это барьер. Люди не знают, насколько в действительности сложен экзамен на гражданство. Они боятся бюрократии», - считает Янес.
Еще одной причиной нежелания получать гражданство, как выявило исследование, является недоверие государству и государственным институтам, а также чувство социально-экономического неравенства среди представителей национального большинства и меньшинства.
При этом около 90% эстонцев и 75% русскоговорящих жителей страны считают, что отсутствие гражданства не мешает жизни в Эстонии. А 76% неэстонцев признались, что любят Эстонию и 58% русскоговорящих жителей сказали, что чувствуют себя частью Эстонии. Также в исследовании отмечается, что в целом знание эстонского языка русскоговорящими жителями заметно улучшилось. Однако и сами эстонцы признают, что сильно возросла потребность в знании русского языка как на работе, так и в личном общении.
В исследовании приняли участие 1010 человек в возрасте от 15 до 74 лет. Из них эстонцев и неэстонцев было поровну. По словам Лайне Янес, данный мониторинг послужит основой для составления плана реализации интеграционной программы на 2011-2013 годы.
Комментируя в интервью «Актуальной камере» результаты исследования, профессор Тартуского университета, социолог Марью Лауристин отметила, что большинство тех, кто хотел иметь гражданство Эстонии, уже сделал это. «Из оставшихся 100 тысяч так называемых «серопаспортников» (негражданам Эстонии выдаются паспорта серого цвета. – прим. ИА REX), только треть, согласно этому опросу, хотели бы получить гражданство Эстонии, две трети говорят, что они не заинтересованы. Проблема в том, почему они не хотят и по каким мотивам. По-моему, надо заниматься как раз отдельными, очень маленькими группами людей, необходим индивидуальный подход», - сказала Лауристин.
В Латвии, по данным Регистра жителей, доля неграждан сейчас составляет около 15,3% от всего население страны, из них 65,9% - русские. Здесь также отмечается снижение темпов натурализации. Среди основных причин указывается возможность с 2007 года свободно путешествовать по Европе, не являясь гражданином Латвии. До это без виз перемещаться по миру могли лишь граждане Латвии. В последние полгода снижающееся число новограждан объясняется еще и недостаточным знанием латышского языка.
Как сказал в передаче телеканала LNT «900 секунд» замначальника Управления по делам гражданства и миграции (УДГМ) Янис Цитсковскис, за последние шесть месяцев только около 53% всех желавших натурализоваться смогли сдать экзамен по языку. Как подчеркивает Цитсковскис, виной тому не трудные задания, ведь в 1990-е годы экзамен по госязыку успешно сдавали около 80% желавших получить гражданство, а общее падение уровня знания госязыка.
По сравнению с другими европейскими странами, в Латвии процесс натурализации — средней трудности. От претендентов на гражданство требуется знание госязыка, истории и Конституции государства. «Это не чрезмерные требования. Мы считаем это своего рода золотой серединой, позволяющей убедиться, что претендент достоин стать гражданином Латвии», - сказал представитель УДГМ.
Сейчас в Латвии гражданство хотят получить в основном молодые мужчины в возрасте от 18 до 30 лет, преимущественно не имеющие постоянных доходов, безработные, студенты. В анкетах на вопрос о причинах желания натурализоваться они в большинстве случаев отвечают, что хотят стать полноправными гражданами ЕС, и Цитсковскис связывает это с их намерением уехать из Латвии на заработки в другие страны ЕС.
Президент Латвии Валдис Затлерс в интервью журналу «Русский Newsweek» снижение темпов натурализации прокомментировал так: «Сейчас неграждане меньше стремятся натурализоваться, чем пять лет назад. А это значит, что люди стали чувствовать себя хорошо, хоть и лишены права участвовать в политической жизни, служить в армии, быть судьями».
Комментарии читателей (0):