Дело Кочаряна: свержение конституционного строя КС признал неконституционным

Европейский суд по правам человека обратил внимание, что на момент совершения президентом вменяемых ему деяний, статьи 300.1 не было в УК
26 марта 2021  20:08 Отправить по email
Печать

Конституционный суд Армении признал недействительной и неконституционной статью 300.1 Уголовного кодекса, которая являлась основой дела о предполагаемом свержении конституционного строя, написал на своей странице в Facebook бывший президент Армении Роберт Кочарян.

Конституционный суд 26 марта постановил, что статья 300.1 (свержении конституционного строя) противоречит статьям 78 и 79 Конституции Армении. Решение КС окончательное и вступает в силу с момента публикации. В указанных статья Конституции 2015 года речь идет о принципах соразмерности и определенности при ограничении основных прав и свобод. Именно этим нормам и не соответствует 300.1 Уголовного кодекса.

Ранее, Европейский суд по правам человека, куда обращались адвокаты президента обратил внимание на тот факт, что на момент совершения президентом вменяемых ему деяний, статьи 300.1 не было в Уголовном кодексе. Согласно конвенции по правам человека запрещается применение статьи уголовного законодательства за деяние, совершенное до ее вступления в силу, за исключением ситуации, когда правовая норма улучшает положение обвиняемого.

Уголовный кодекс Армении не уточняет, за какие именно действия применяется статья 300.1 УК - свержение конституционного строя, отсылая к Конституции. Сторона обвинения пояснила еще вначале следствия, что речь идет о вовлечении Вооруженных сил в разгон демонстрации 1 марта 2008 года, в условиях уже введённого чрезвычайного положения. Конституция Армении запрещает использование армии в условиях ЧП лишь при Военном положении можно прибегнуть к помощи армии.

Политолог Симон Караханян еще в августе 2018 года писал, что по состоянию на 2008 год в Армении не было закона, определяющего правовой режим чрезвычайного положения. Был закон от 2006 года о военном положении и действовавший с 1998 года закон «О защите населения в чрезвычайных ситуациях». Зато Конституция позволяла вводить чрезвычайное положение. А пункт 6 статьи 117 Конституции Армении позволял президенту до принятия закона «О правовом режиме чрезвычайного положения» осуществлять мероприятия, продиктованные ситуацией.

«Получается, что президент Роберт Кочарян, в условиях отсутствия закона, исходя из ситуации, издает указ, разрабатывает меры по обеспечению исполнимости этого указа, а спустя 10 лет его обвиняют в том, что он нарушил Конституцию и вовлек вооруженные силы в политику. Кстати, закон о чрезвычайном положении был принят позднее, в 2012 году и, что не удивительно, разрешил использование Вооруженных сил, «когда в условиях чрезвычайного положения невозможно решить возникшие проблемы лишь силами полиции и национальной безопасности»», - пишет Симон Караханян.

При этом политолог подчеркивал, что несмотря на попытки всеми правдами и неправдами осудить Кочаряна, судебная власть в Армении, «кажется, претендует на роль действительно независимой ветви власти — и поэтому в деле Кочаряна пока не все так однозначно» и его обвинение может лопнуть.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть