Федеральная антимонопольная служба с некоторым опозданием озаботилась ситуацией на рынке топлива. Ведомство возбудило дело против одной из сетей АЗС Крыма и направило запрос на Санкт-Петербургскую товарно-сырьевую биржу по поводу роста цен в мае-июне. По мнению участников рынка, реальная проблема не в потенциальном сговоре, а в идеологии «инфляция минус», которой ФАС придерживается в своей работе.
Подробнее об этом в материале Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) специально для ИА REX.
«Сеть АЗС «ТЭС» подозревается в нарушении запрета, установленного статьей 10 федерального закона «О защите конкуренции». Согласно данной правовой норме хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение на рынке, запрещается устанавливать монопольно высокие цены», - сообщает Крымское управление ФАС.
Это вторая по величине сеть АЗС в Крыму и Севастополе, в нее входит около 70 АЗС. На сегодняшний день литр бензина АИ-95 на заправках «ТЭС» стоит 52,9 рубля (в среднем по РФ – 46,67 рубля).
Заигрались
Также Федеральная антимонопольная служба ведет проверку причин аномального роста цен на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, где проводятся топливные торги. Как рассказал в интервью ТАСС начальник управления по борьбе с картелями ФАС Андрей Тенишев, версий может быть две: объективные экономические причины или манипулирование ценами или сговор.
«Обе версии имеют право на существование. Необходимые запросы на биржу мы направили. Ответ в ближайшее время получим, проанализируем, как вели себя компании во время биржевых торгов. Если обнаружим признаки ценового манипулирования или сговора, то виновные будут наказаны», - заявил Тенишев.
Участники топливного рынка утверждают, что поведение биржевых игроков в период ажиотажного спроса не вписывалось в привычные рамки. Так, ряд производителей бензина вместо его продажи занимались скупкой крупных партий топлива. Попытка резко нарастить объемы продаж самого быстро дорожающего бензина Аи-95 (судя по статистике СПбМТСБ, эта миссия была поручена «Сургутнефтегазу») закончилась тем, что дополнительные 5 тысяч тонн бесследно растворились в хранилищах трейдеров. Попутно был установлен очередной ценовой рекорд.
Минус на минус
То, что расследования ФАС смогут позитивно повлиять на ситуацию на рынке топлива, его участники не верят.
«ФАС у нас, к сожалению, обращает внимание не на то, что следует. Почему-то они никак не отреагировали на инициативу оснащать каждую цистерну с бензином, идущую через Крымский мост, пломбой GLONASS. У нас в результате тариф на транспортировку должен был после запуска железнодорожного движения по мосту упасть минимум вдвое, а снизился на 20%. При чем здесь трейдеры!», - возмущается вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев.
То, что в Крыму есть определенные проблемы с логистикой и возможно завышение цен – очевидно, говорит эксперт. Но на сегодняшний день крымский рынок – полностью конкурентный, там нет ни одной сети, принадлежащей ВИНК.
«Получается, что ФАС, которая ратует за рынок свободной конкуренции, не умеет на нем работать?», - задается вопросом Дмитрий Гусев.
Одной из причин ненормальной ситуации, сложившейся на рынке, он считает принцип «инфляция минус», которым ФАС руководствуется в своей работе. Под инфляцией здесь понимается индекс потребительских цен, который мало того, что не отражает реальные издержки компаний, так и считается по непонятным методикам.
Возможно, полагает Гусев, 53 рубля, которые ФАС зафиксировала в Крыму, и есть равновесная цена бензина Аи-95, очищенная от нерыночных составляющих.
«Если вы считаете, что у нас цены должны расти в пределах «инфляция минус», придумайте нам такие бизнес-планы, при которых у нас не будет «инвестиции минус», - съязвил в ответ на наши вопросы один из игроков топливной розницы.
Комментарии читателей (0):