В истории со скоротечным американо-иранским конфликтом есть несколько интересных особенностей, пишет ТГ-канал "Bunin & Co".
1. Неготовность ни Ирана, ни США к серьезной войне. Обе страны находятся в фазе перенапряжения сил из-за внешнеполитических амбиций. В США ни один кандидат в президенты не выступает за даже теоретический рост военного присутствия за пределами страны. Напротив, все позиционируют себя как миротворцы. Иракская операция Джорджа Буша-младшего с ее тактической военной победой и стратегическим военно-политическим поражением оказала сильнейшее влияние на общественное мнение. Но перенапрягается и Иран, в котором люди выходят на улицы, протестуя против затратных внешнеполитических авантюр и требуя приоритета социальной политики. Звучат ностальгические воспоминания о временах шаха и резкая критика в адрес исламских деятелей. Иранские власти подавили выступления, но должны учитывать протестный фактор.
2. США после отставки Джона Болтона стали крайне осторожно относиться к контактам с иранской эмиграцией. Госсекретарь Майк Помпео – также сторонник жесткого курса в отношении Ирана – только что направил телеграмму всем американским представительствам за рубежом с приказом не встречаться с иранскими оппозиционными группами без специального одобрения. Трамп и Помпео не верят в потенциал этой оппозиции, опасаются ее радикализма (Организация моджахедов иранского народа известна своими террористическими методами), а, главное – хотели бы вынудить к уступкам действующие власти страны. При этом, в отличие от Барака Обамы, республиканцы, похоже, не делают ставки на диалог с иранскими реформаторами. Они хотят говорить с теми представителями истеблишмента, которые реально влияют на принятие решений.
3. Оптимизма не вызывает слабая предсказуемость дальнейших событий – балансирование на грани войны чревато срывом, особенно в условиях полного отсутствия у сторон доверия друг к другу. Можно вспомнить классический исторический пример - Агадирский кризис 1911 года удалось разрешить, а через три года договориться не смогли. Правда, сейчас речи о мировой войне нет, но и региональная может быть опасной не только своими жертвами, но и последствиями.
Ранее на сайте ИА REX: Вашингтон заявил о готовности к переговорам с Тегераном
Комментарии читателей (0):