В феврале 2019 года Дмитрий Медведев посетил Щербинский лифтостроительный завод (ЩЛЗ), где ему пожаловались на то, что главного конкурента ЩЛЗ — «Могилёвлифтмаш» — серьёзно поддерживает белорусское государство, сообщает ТГ-канал "Лизан".
«Что касается белорусов, с одной стороны, конкуренция — это вообще-то неплохо, но если она не совсем добросовестна, иными словами, объем дотаций на уровне демпинга, то это повод для того, чтобы разбираться», — сказал Медведев, добавив, что «всякая кооперация должна быть взаимной, иначе зачем это надо».
Понятное дело, что белорусам подобное заявление не понравилось.
Было субсидирование «на уровне демпинга» как утверждал тогда Медведев или не было уже не суть важно. Важно то, что в том же месяце правительство провело совещание, по итогам которого было принято решение провести «мероприятия по консолидации производственных мощностей лифтостроительных предприятий и стимулированию спроса на внутреннем рынке конкурентоспособного российского лифтового оборудования»
И вот 8 ноября стало известно, что «дочка» госкомпании «Дом.РФ» планирует купить НПО «Спутник-А», которое специализируется на монтаже и эксплуатации лифтов. «Дом.РФ» уже контролирует Щербинский лифтостроительный завод (один из китов советского лифтостроения).
На базе ЩЛЗ планируют создать холдинг, куда войдут Карачаровский механический завод (второй по величине производитель лифтов в России) и Серпуховский лифтостроительный завод. Не исключено, что к в холдинг ещё включат «Сиблифт». В итоге «Дом.РФ» будет контролировать свыше 40% рынка производства лифтов в России.
Фактически, государство консолидирует производителей лифтов, которые получат возможность в полной мере пользоваться государственной поддержкой — ещё в 2016 году Минпромторг РФ рекомендовал региональным фондам капитального ремонта многоквартирных домов осуществлять приоритетное внедрение российского лифтового оборудования.
Если учесть поданный в Госдуму законопроект о распространении на всю Россию московской реновации и нацпроекты, которые предусматривают строительство жилой и нежилой недвижимости, то у лифтового холдинга появится возможность для наращивания производства и импортозамещения иностранных агрегатов.
А пострадать от такой консолидации рискует «Могилёвлифтмаш»: он контролирует примерно треть российского рынка лифтов (по информации белорусов доля экспорта «Могилёвлифтмаш» в 2016−2017 годах достигла 80−85%, доля предприятия на рынке России составила 21,6%).
Конечно, можно вздыхать и жаловаться на протекционизм российской власти, сетовать на неравные условия хозяйствования, но это не отменит решения правительства. История с лифтами о том, что и Россия, и Белоруссия занимаются протекционизмом.
Россия по этому пути — белорусам страшно не нравится слово «прагматизация» — пошла значительно позже Белоруссии.
И теперь решение неизбежных проблем «Могилёвлифтмаш» является задачей белорусской власти. Решать её нужно за счёт проведения общей промышленной политики и раздела рынков, т.е. политическими способами.
Без общей промышленной политики — в ней Минск должен быть заинтересован больше Москвы — лифтовый кризис рискует стать модельным и повторяться в новых и новых секторах машиностроения. Российскому капиталу всё равно какую продукцию замещать: белорусскую, французскую или украинскую.
Поэтому именно Минск должен выступать застрельщиком и общей промышленной политики, и создания союзных корпораций. Так шансов сохранить свои доли на рынке больше.
Ранее на ИА REX: Украинский сюжет для Белоруссии от WSJ
Комментарии читателей (0):