Те, кто сегодня на Украине и в России гадают, случится ли в Киеве «третий майдан» и не слишком ли это много за 12 лет, просто не знают старую Киевскую историю: борьбу за власть в Киеве после смерти князя Владимира Мономаха в 1125 году, сообщает ТГ-канал "ВРУБ".
1139 – последний год той эпохи, когда власть остается относительно стабильной. Третий сын Мономаха, Вячеслав Владимирович, восходит на престол всего на один месяц – и тут же свергается дядей Всеволодом Ольговичем.
Понятно, что к третьему колену все уже предельно запутывалось, но пока в стране сохранялась сильная центральная власть, от которой зависели местные князья, ситуация смягчалась. Когда сильная власть ослабла, а местные князья усилились, престол на практике доставался лишь по праву силы.
За время от смерти Ярополка Владимировича в 1139 году до переноса столицы Андреем в 1169 году, то есть за тридцать лет, в Киеве произошло двадцать (!!!) государственных переворотов. Порой – по два либо три в один год.
Андрей переносил столицу не потому, что чем-то ему не понравились киевские соборы, а потому, что понял – невозможно строить государство и править в нем в условиях постоянных бунтов и мятежей.
И дело не только в династических распрях и сложности правовых оснований. И даже не только в усилении местных княжеств и местных князей. Князья уже не являются единственным субъектом смуты: их подчас сначала приглашает, а потом свергает городская киевская элита, в первую очередь торговая знать столицы, разбогатевшая во многом за счет походов и правлений предыдущих правителей.
В Киеве свирепствует «аристократическая демократия» – «лучшие люди» собирают свои клиентелы на тогдашние майданы и выгоняют одних князей, открывают ворота другим, чтобы потом изгнать их же.
Двадцать государственных переворотов за тридцать лет – это пережить сложно.
Двадцать майданов Древний Киев не пережил.
Андрей, в целом пытаясь продолжить курс своего деда Мономаха, ориентированный на сохранение единства страны, решил отдать Киев во власть его «майданной судьбе» и стал собирать государство из нового центра.
Хотя Киев, даже утратив статус столицы, не смог не справиться с этой судьбой, как не перестал и привлекать княжеские страсти. Перевороты и Майданы так и продолжались – практически до ордынского нашествия и падения Киева в 1240-м году.
К этому времени за семьдесят лет в княжестве произошло еще четыре десятка переворотов – еще сорок майданов. И с тех пор практически уже ни один из князей, формально занимавших киевский престол, собственно в Киеве уже и не правил.
Комментарии читателей (0):