Планы по сокращению чиновников не являются фикцией. На кону вовсе не гонка за экономией бюджетных средств и не борьба за деньги как таковые, а за изживание человеческого фактора — россиян.
Деньги, как известно, есть, но они не используются во блага человека, не спешат их вкладывать и в развитие экономики. Сначала Минфин РФ сокращал расходы на содержание и развитие важных отраслей, от которых зависит качественное будущее страны — здравоохранения, образования, науки, не добравшись разве что до сокращения средств в оборонную промышленность.
Теперь речь ведется и о сокращении самого человеческого фактора, притом, что роботизированных предприятий в стране не то чтобы больше не стало, но в принципе не появилось. Стало больше самозанятости. Как и советовал некогда Дмитрий Медведев учителям идти в бизнес, люди пошли в «тень».
Во втором квартале 2019 года доля работающих неофициально россиян выросла почти на 1,5 млн человек по сравнению с предыдущим кварталом, составив 15,25 млн человек и достигнув рекордного за последнее десятилетие значения, зафиксированного еще в 2016 году. Между тем Антон Силуанов считает, что бизнес, наоборот, вышел из тени, и заявляет о необходимости отмены временно введенного в действие налога ЕНВД.
Однако мнение главы Минфина по данному конкретному вопросу, так же как и фактическая отмена ЕНД и его замена другими налогами, уже не имеет большого значения для дальнейшего развития экономики страны. Как говорится, одним налогом больше, другим меньше.
Налоговое давление высокое и, вероятно, будет еще выше, а если даже и снизится, то позитивных последствий не принесет. Постольку, поскольку в целом осуществляемая правительством политика нацелена на избавление от человеческого фактора, который формирует спрос на экономику. За примерами далеко ходить не нужно — они лежат на поверхности в каждой сфере экономики.
Министр здравоохранения Вероника Скворцова, не раз оказывавшая первую медицинскую помощь пассажирам самолетов, последний раз гражданке Узбекистана, летевшей в Ташкент, не может спасти целую отрасль здравоохранения России, за развитие которой непосредственно она отвечает. В ходе прямой линии ей поступило немало вопросов. Но один из самых важных, который поднимал Владимир Путин, остался за кадром — сокращения младшего медицинского персонала.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
По данным профсоюзов работников здравоохранения, на которые ссылается издание «Коммерсантъ», из 700 тысяч человек, работающих ранее, сегодня трудятся только 300 тысяч. Сокращают не только зарплаты, сокращают ставки. В добровольно-принудительном порядке медсестер «превращают» в уборщиц.
Увольняются и врачи — не готовы нести повышенную нагрузку, возникающую при сокращении персонала, с сохранением своей прежней зарплаты. Но, сокращают не только персонал — еще минимизируют «издержки» больниц и поликлиник, избавляясь от целых профильных отделений. Аналогичным образом развиваются события и во многих других сферах, в том числе в образовании.
На первый взгляд можно решить, что мы скатываемся в 90-е, когда страна была вынуждена чуть ли не с нуля начинать свое развитие как новое государство. Однако, даже тогда государство нашло возможности минимально поддерживать граждан. Сейчас же события развиваются более цинично, и их исход предсказать сложно, но точно — ничего хорошего они не предвещают.
То, что происходит сегодня, — здравой логике не поддается. С помощью финансовой, фискальной и денежно-кредитной политики деятельность россиян как будто специально уводят в тень. В бюджете профицит, но пенсионный возраст продлили! Опять же — в бюджете профицит, а денежное содержание различных сфер экономики сокращают. Когда народ соглашается играть по правилам капитализма, эти правила начинают менять.
Народ не требует, а просит залатать дырявые дороги, ведь налоги-то исправно собираются, в правительстве отвечают повышением налогов, мол, хотите дорог — платите больше. Дмитрий Медведев рассказывает учителям, как подрабатывал дворником во время обучения в университете и дополнительно читал лекции, когда учился в аспирантуре, как тут же возникают инициативы поставить подрабатывающих пенсионеров перед выбором — работа или пенсия. То есть запретить им получать пенсию, если у них имеется работа.
Экономическая политика идет даже не по пути эпохи Брежнева — когда ставится задача борьбы с коррупцией, бюджетная политика Минфина в сферах здравоохранения и образования вынуждает людей либо увольняться, либо заниматься коррупцией, потому как нагрузка врачей и учителей превышает зарплату даже с надбавками.
Не раз предпринимались попытки сократить поддержку оборонной промышленности, но Сергей Шойгу, в отличие от остальных министров, достойно держит удар и совершенно точно подмечает, что государству нужно не сокращать расходы, а больше зарабатывать.
Теперь Минфин принялся за самих чиновников. С одной стороны, поделом им — не готовы были отстаивать свою позицию, подстраивались под бюджетную политику, сокращали издержки подведомственных им учреждений, ужимали народ, тем самым только способствовали росту «аппетита» Минфина. Теперь ведомство «сожрет» самих чиновников. И в этом нет никаких сомнений, разве что если чиновники не одумаются и перестанут мириться с политикой Минфина.
О необходимости структурных реформ довольно часто и много говорил Герман Греф. Именно он является инициатором сокращений расходов на госаппарат, причем еще с 2000-х годов. Власть, по мнению главы Сбербанка, которое он озвучивал пару лет назад во время делового завтрака в Давосе, представляет почти что единственную угрозу глобализации и интеграции России в мировую экономику. Неслучайно Греф уделяет большое внимание развитию цифровых технологий, которые способны лишить работы в том числе большинство чиновников.
Сбербанк уже давно избавляется от человеческого фактора, причем успешно. Минфин с Грефом в этом вопросе заодно. Тем более существуют рекомендации МВФ о необходимости закрепить за некоторыми отдельными государственными институтами статус независимых организаций.
Минфин реализует эту задачу с помощью передачи части полномочий на аутсорсинг, затем, по завершении их передачи, понятное дело, из процесса будут исключаться дублирующие эти функции органы власти, а вместе с ними и чиновники.
Да, сегодня, в некоторых сферах федеральная власть стала передавать часть полномочий на региональные уровни, таким образом, вероятно, федеральные чиновники пытаются обезопасить себя и избежать сокращений.
Да, очевидно, массовые сокращения чиновников сначала пройдут в регионах. Но опять же напомним — аппетит растет во время еды, а значит, время сокращений федеральных чиновников обязательно настанет, тем более им станет еще сложнее выполнять свои обязанности в силу роста нагрузки и сокращения числа подчиненных.
А еще давайте вспомним недавнюю встречу Владимира Путина с Германом Грефом, на которой глава Сбербанка похвастался своими достижениями. В завершение встречи президент сказал Грефу (цитата с kremlin.ru):
«Вы наработали очень много для банка, для финансовой системы, поэтому нужно только адаптировать эти ваши наработки к более масштабным задачам, которые стоят перед страной в целом, для отдельных отраслей, для госуправления. Мы с Вами много раз на этот счёт говорили. Нужно только как можно быстрее это сделать».
Что имел в виду Владимир Путин, призывая Грефа адаптировать его наработки, в том числе в системе госуправления? Может быть, президенту надоели все эти неэффективные чиновники, министры, не способные справиться с поставленными задачами, и он возлагает надежды на искусственный интеллект, который может заменить чиновников? Или все-таки Путин вовсе не это имел в виду?! Может, он просто призвал самого Грефа эффективней и больше работать и приумножать не только капитал Сбербанка, но и страны?
Комментарии читателей (0):