Кратковременный визит президента Эрдогана в Москву свидетельствует о росте противоречий между Турцией и Россией на сирийском направлении, сообщает ТГ-канал "Bunin & Co".
Судя, по внешне вполне дружескому, общению Путина и Эрдогана на МАКСе в Жуковском, это пока не кризис в отношениях, но предпосылки для кризиса нарастают.
Достигнутая почти год назад договоренность двух президентов о том, что в провинции Идлиб создается демилитаризованная зона, оказалась неработающей. Турция не спешила выполнять свои обязательства по изоляции и разоружению джихадистов в этой зоне.
Более того, за прошедший год вооруженная группировка «Хайат Тахрир аш-Шам»(организация, запрещенная в России) стала контролировать бóльшую часть территории Идлиба и подчинила своему влиянию ряд протурецких антиасадовских формирований.
С мая авиация Асада при поддержке российских ВКС начала наносить бомбовые удары по боевикам. Москва, конечно, понимала, что Анкаре это не понравится.
Во-первых, потому, что под удары попадала и протурецкая оппозиция.
Во-вторых, бомбежки привели к перемещению около 500 тысяч человек на север провинции, к турецкой границе.
Но Россия как патрон Асада не могла отказать ему в военной поддержке – это противоречило бы всей логике ее предыдущих действий в сирийском конфликте. Поддержала Москва и развернувшееся в начале августа сухопутное наступление сирийских войск в Идлибе, в ходе которого уже взят оплот боевиков город Хан-Шейхун.
19 августа авиаудару подвергся и турецкий военный конвой, пытавшийся добраться до наблюдательного пункта турецкой армии. По этому поводу Эрдоган в Москве заявил: «Ситуация настолько усложнилась, что в данный момент наши военнослужащие находятся в опасности. Мы не хотим, чтобы это продолжалось. Здесь все необходимые шаги будут своевременно сделаны».
Путин изложил совсем другой взгляд на текущую ситуацию в Идлибе: «Убеждены, зона деэскалации не должна служить прибежищем для боевиков, а тем более плацдармом для совершения новых нападений». Так что можно не сомневаться: наступление войск Асада продолжится, и Россия будет способствовать его успеху.
Но доводить отношения с Турцией до открытого конфликта, конечно, не хочется. Здесь ведь и «Турецкий поток», и поставки С-400, и возможные закупки новейших российских истребителей.
Поэтому Путин, похоже, пытается убедить Эрдогана снизить амбиции в Идлибе в обмен на поддержку по другой чувствительной для Турции сирийской теме – расположению курдских вооруженных формирований.
Недавно Турция достигла с США соглашения об отводе поддерживаемых американцами курдских отрядов от турецкой границы на северо-востоке Сирии и создании там «зоны безопасности». Путин отметил, что понимает озабоченность Анкары и признает законность интересов Турции в обеспечении своей безопасности в приграничном регионе.
Это значимый для Эрдогана жест.
Александр Ивахник
Комментарии читателей (1):
Помнится, были моменты куда как ближе к кризису, и ничего, всё наладилось...
Тут больше впечатление, что православные с правоверными снова кого-то дурачат... :-)