Газета «Нью-Йорк Таймс», не скрывая волнения, сообщила, что в конце марта в Европе "случится страшное" – Си Цзиньпин приедет в Рим и подпишет там меморандум (соглашение о намерениях) с властями Италии о том, что Китаю разрешается инвестиционный доступ в итальянские порты. Италия – страна, входящая в тройку лидеров по объёму морской торговли, средиземноморские ворота в Европу. Можно сказать – ключ к Европе. Замминистра экономического развития Италии Мишель Герачи заявил, что такой меморандум с Китаем готовится и вероятность его подписания высока.
Официальный представитель Совета национальной безопасности США Гарретт Маркиз выразил острую обеспокоенность этим фактом. Причём, аргументы его были удивительными: Рим, мол, ошибся, идя на инфраструктурное соглашение с Китаем, заявил Маркиз. Если такое случится, то это "может нанести ущерб глобальной репутации этой страны в долгосрочной перспективе".
Почему развитие торговых отношений Италии с Китаем может нанести ущерб её глобальной репутации, а с США – нет, по понятным причинам Маркиз так и не объяснил. В Италии много портов, китайцы намерены вложить большие деньги в те из них, которые смогут принимать большие контейнерные поставки в рамках проекта "Один пояс - один путь". Им это даст возможность контроля над каналами поставки своих товаров в Европу.
Италия станет европейским хабом по накоплению и распространению китайских товаров. Понятно, это усилит Китай, усилит Италию, усилит Европу и ослабит США. Но причём тут глобальная репутация Италии? Неужели США искренне верят, что лучшая репутация – это статус колонии США?
Понятное дело, что там, где Италия, там деньги Ватикана и старой европейской аристократии, стремящейся к реваншу у аристократии англо-саксонских США. России объективно это на руку. Морская составляющая проекта "Один пояс - один путь" - это неотъемлемая часть китайского проекта.
"Морской шёлковый путь" предполагает глобальное операторство Китая на всех средиземноморских коммуникациях. Италия – не первый регион, где Китай скупает порты для обеспечения гарантий своих морских перевозок в Европу. Он уже инвестирует в портовую инфраструктуру Греции, Египта, Алжира, Турции и Туниса. Теперь прибавляются порты Венеции, Триеста и Равенны.
Возникает морская связь Европы с Азией и Африкой. Даже в Южной Америке Китай строит железные дороги от портов вглубь территорий. В Бразилии такой проект позволит стране экспортировать свою продукцию, не используя контролируемый США Панамский канал. Между прочим, это делается в рамках БРИКС – ассоциации с участием России. И неучастием США.
Конечно, подключение к этой теме Италии не может вызывать у США восторга. Однако позиция "Мы не хотим, чтобы в мире было хорошо кому-то, кроме нас", не может вызывать понимания у мира. И потому США бормочут всякий вздор о какой-то испорченной глобальной репутации Италии. Хотя испорчена репутация у самих США, и надолго.
С участием Китая и Италии Средиземноморье вновь обретает статус центральной части мировых морских путей. А Китай – статус глобальной морской державы, контролирующей в своих интересах важнейшую часть морских коммуникаций.
Однако безопасность Средиземноморья – вопрос военно-политический. Китайские порты – наиболее загруженные в мире. Три китайские морские транспортные компании входят в десятку крупнейших контейнерных перевозчиков мира и дают около 10% глобальной торговли. Большая часть китайских товаров перевозится по морю, поэтому китайские порты являются главными начальными и конечными пунктами международных морских маршрутов.
Требование защиты своих торговых путей приводит Китай в Африку и на Ближний Восток. Он там не только перехватывает контроль над правительствами, но и вышибает опоры из-под США. В Пакистан Китай вложил 46 млрд. долларов. 85% газопровода Иран-Пакистан стоится Китаем, который таким образом не только получает прибыль от инвестиций, но и получает возможность экспортировать СПГ через терминал в порту Гвадар. Иран получает сбыт своего газа, Пакистан - электроэнергию для индустриального развития, Китай - влияние на эти процессы.
А США получают слёзы и навар от яиц. Их буквально выдавливают не только из ключевых для них регионов – их вообще выдавливают с трона. Во всех этих проектах США нет, они там не присутствуют. А это значит, что когда эти проекты заработают, то ослабнут и финансово-технологические потенции Шатов. И переместятся они в Китай. США придётся жить с мыслью, что молодость прошла и наступила старость, а лучшие времена позади.
Разумеется, в этом мире найдёт себе место и Россия. Без неё никакие глобальные проекты в Евразии невозможны. И даже если какие-то коммуникации пойдут не через её территорию, это не уменьшит её значения как главного звена нового глобального проекта. Прежде всего, потому, что проблемы с Россией очень ослабят китайские позиции во всех прочих проектах в мире.
Это и есть главная цель США, стремящихся любой ценой столкнуть Россию и Китай. И то, что Владимир Путин и Си Цзиньпин умело не дают США такого счастья, усиливает американскую тоску в предчувствии того несветлого будущего, где США занимают место нынешней Британской империи, которой Германия и Франция устраивают показательную порку за попытку ускользнуть от подчинения им в Европе.
Глядя на нынешнюю бывшую великую Британию, США видят своё будущее. Они не хотят его наступления, но сделать уже ничего не могут. Sic transit gloria mundi – так проходит земная слава.
Комментарии читателей (1):