Поставленная президентом России Владимиром Путиным задача нарастить ежегодные поставки по Северному морскому пути до 80 млн т к 2024 году амбициозна и труднореализуема. К такому выводу пришли опрошенные изданием «Взгляд» российские эксперты.
«В 2010 году по Севморпути перевезли менее 1 млн тонн грузов, в 2017 году – 10,7 млн тонн, а в прошлом году – 18 млн тонн. За восемь лет – почти двадцатикратный рост», - констатировало издание.
Вице-премьер, полпред президента в ДФО Юрий Трутнев признал, что грузопоток по Севморпути не выходит на 80 млн тонн в год к 2024 году, отметив: «Я уверен, что если этой темой заниматься серьезно и профессионально, то все возможности для выполнения поставленных президентом задач существуют».
По его мнению, следует скорректировать работу с держателями лицензий, которые не соблюдают условия освоения месторождений. Не все российский эксперты разделяют обоснованность закреплённой в президентском указе цели.
«К 2024 году 80 млн тонн не будет достигнуто. Там не будет такого грузопотока, – считает директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов. - Те люди, которые подносили президенту указы, касающиеся грузооборотных частей, – фантазеры. Переходя из ведомства в ведомство, каждый прибавлял по нолику. Но у них нет маркетингового обоснования 80 млн тонн».
Безбородов отметил: «Рост прекратится, как только «Новатэк» достроит последнюю очередь «Ямал-СПГ». Все остальные проекты выглядят фантастическими». По его мнению, сейчас рост обеспечен увеличением перевозки СПГ на 8 млн тонн и увеличением отгрузки нефти Новопортовского месторождения.
«Газпром нефть», разрабатывающая месторождение за Полярным кругом, также активно пользуется услугами нового северного маршрута. Компания наращивает добычу нефти на Новопортовском месторождении на полуострове Ямал, нарастив в 2018 году добычу до 7 млн тонн, а в этом году планирует добыть 8 млн тонн.
Глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев разделяет скепсис Безбородова: экспертам не понятно, за счет чего будут расти до заявленных объёмов перевозки грузов по Северному морскому пути без этих проектов.
«Утвержденные проекты разработки месторождений нефти и газа развиваются по плану. Производство и грузопоток «Норильского Никеля» стабильны. Но неопределенность с угольными проектами (ВостокУголь, Северная Звезда) на Таймыре и нефтяным Пайяхским месторождением – запасы должных объемов не утверждены, ведутся геологоразведочные работы. Проекты разработки не представлены», – констатировал Григорьев.
Безбородов полагает, что новым драйвером роста грузоперевозок по Северному морскому пути можно сделать транзит: «Транзитного груза там нет: прошло всего девять пароходов. Ресурса для роста нет. Но если станет теплее хотя бы на 1,5 градуса, то транзит придет и будет хорошо. Но до серьезных объемов транзита по Севморпути надо ждать как минимум лет пять–шесть».
Комментарии читателей (0):