Самая слабая сторона псковского митрополита - отсутствие качественного духовного образования. Православие он понимает слишком фрагментарно; все чему этому талантливому человеку удалось нахвататься по жизни в монашестве, что удалось переосмыслить через наставников (прежде всего Крестьянкина), отмечает ТГ-канал "Незыгарь".
Конечно, Тихон - далеко не про каноны и догмы. Главное для митрополита Тихона- создаваемые образы и смыслы, которые затем уже подводятся и под православные каноны. Кстати, вся Сретенская академия про это; умение переосмылять, работать с прихожанами и манипулировать встраиваемой повесткой смыслов.
Тихон - абсолютно технологичен. Как выпускник ВГИКа он через масс-культуру создает новое православие и транслирует его. Про его выставки и исторические парки знает каждый. И про книгу знают все. Не случайно, что соратник Тихона Андрей Кураев последние годы активно работает в таком формате.
Проблема в другом - мало православного в этом тихоновском православии. И это, конечно отторгает многих клириков. Которым более понятна модель сытого православия Гундяева, где при культе денег, успеха, симфонии, все еще остаются отдельные подвижники, старающиеся соблюдать и канон, и традицию.
Незыгарь (@russica2) очень правильно определяет особенности Тихона - технологичность, коммуникативность, дискурсивность. Только коллеги не делают последний шаг, отмечает в ответ ТГ-канал "Научно-образовательная политика".
В кейсе Тихона важна не только борьба партий или платформ внутри самой РПЦ. Его работа со смыслами делает православие ближе к простому гражданину - верующему, полуверующему, интересующемуся, даже неверующему.
Тихон представляет альтернативу «госкорпорации РПЦ Кирилла» - это массовая, доступная, простая и понятная вера. Это РПЦ как духовный МФЦ. И вот такой подход - с Несвятыми святыми, выставками, фестивалями - он очень притягателен для обычных граждан. Намоленность Псково-Печорских пещер ближе и понятнее, чем будущий Сергиево-Посадский новодел.
Вероятно, «ядерные» прихожане против такого упрощения и опрофанивания религии, но их меньшинство, а мягко и ненавязчиво Тихон «вербует» гораздо больше людей.
Это и есть альтернатива сытому православию Кирилла - Тихон предлагает возрождение массовой веры.
Быть может, в православии Тихона слишком мало православия, чтобы стать «патриархом клира», но его - близкого и понятного - явно достаточно, чтобы стать «народным патриархом».
***
В дискуссии двух ТГ-каналов отмечено достаточно много правильных вещей. Вместе с тем, так как государство у нас светское, присутствие церкви в образовательном процессе, в научном, и даже в технологическом (запуски ракет в космос), многих граждан начинает напрягать. Напрягает стремление давать рекомендации по любому поводу общественной жизни. Но если церковь идет в массы, тогда логично, чтобы о проблемах церкви общество также начало открыто говорить, и это не должно церковных иерархов повергать в ужас.
Если поп идет в физическую лабораторию, то и физик может идти в храм. Если поп идет в школу говорить о проблемах общества, то и учитель может говорить ученикам о проблемах церкви.
Комментарии читателей (0):