Резюме доклада «Минченко консалтинг» «Новая политическая реальность и риски антиэлитной волны в России»
1. Единый день голосования в сентябре 2018 года в регионах России показал, что Российская Федерация оказалась в условиях новой политической реальности. Мы столкнулись с Брекзит-эффектом – когда ранее эффективно работавшая коммуникационная стратегия власти начала давать сбои.
2. Антиэлитные настроения в России – это часть антиистеблишментной волны, которая сегодня является проблемой для сложившейся системы элит в разных странах мира.
3. Как результат отрыва правых и левых партий от своих традиционных избирателей, появились электоральные ниши, ранее казавшиеся полностью закрытыми массовыми партиями XX века. Возникшие альтернативные партии крайне сложно причислить к какому-либо варианту традиционной политической идеологии.
4. Борьба между системными и антисистемными политическими силами разворачивается в новом информационном пространстве, где царят «четыре всадника информационного Апокалипсиса»: информационный фастфуд, постправда, fake news и «Большой брат».
5. О запросе в России на новую антиистеблишментную политическую силу говорят данные социологических опросов: 42% опрошенных не смогли назвать партию, которая выражает их интересы (опрос НИИСОЦУ РАНХиГС, по опросу НАРИ - 62 %). В восприятии партийной системы сильно преобладают негативные чувства - 72%.
Примерно четверть опрошенных (28%) разделяют мнение о том, что партии выражают в первую очередь интересы богатых людей, олигархов; на втором месте власть, руководство страны (17%), на третьем партийные лидеры (12%). В этой связи можно предположить, что новая партия для мобилизации поддержки граждан должна быть классической популистской, с упором на антиэлитный дискурс и харизму лидеров, обладающих «новой искренностью».
6. Поскольку ЛДПР и КПРФ значительной частью населения воспринимаются как часть правящего истеблишмента, эти партии не могут претендовать на то, чтобы перехватить весь существующий протестный электорат.
7. В мире накоплен большой опыт технологий борьбы истеблишмента с «драконом популизма». Можно выделить 7 базовых приемов - «обрезать когти и крылья», «инициировать лобовое столкновение», «напугать драконом», «накормить дракона», «создать много маленьких драконов», «самому стать драконом», «вырастить своего дракона».
8. Применительно к стратегиям моделирования «транзитной Госдумы» 2021 года, которая должна стать одним из инструментов обеспечения стабильного транзита власти в 2024 году, в той или иной форме могут быть использованы практически все из этих приемов. Высоким технологическим потенциалом обладает комбинация технологий перехвата популистской риторики - как вариант, в сочетании с ребрендингом «партии власти» («самому стать драконом»), размыванием оппозиционного политического поля («много маленьких драконов») и возникновением партнерского левопопулистского проекта («вырастить своего дракона»).
Подобного рода сценарии могут быть реализованы, в частности, при возвращении в бюллетень избирательных блоков. Это позволит осуществить ребрендинг «партии власти» и быстрое формирование партнерского левопопулистского проекта по модели «Родина-2003». Еще один из реалистичных сценариев – перезапуск находящейся в кризисе партии «Справедливая Россия» в новом качестве – как антиистеблишментного проекта.
9. Если ничего не менять, то мы приходим к инерционному сценарию. В его рамках медленное угасание парламентских партий и закрытые возможности для старта новых проектов могут привести к тому, что в Госдуме 2021 года произойдет серьезная потеря мандатов «партии власти», которая будет вынуждена вступить в формальную коалицию с кем-то из системных сил (вероятно, ЛДПР) – т.е., «накормить дракона».
Более жесткий сценарий предполагает, что из-за деградации политического предложения, электоральные способы выпуска пара будут исчерпаны и, на фоне существования непопулярной и невлиятельной «транзитной Думы», произойдет переход к неэлекторальным формам политической борьбы.
Комментарии читателей (0):