По итогам октября 2017 года, восьмой месяц подряд, Россия сохраняет лидерство в списке поставщиков сырой нефти в Китай, свидетельствуют данные таможенных органов Китая. Поставки из России в октябре составили 4,664 млн тонн, или около 1,095 млн баррелей в сутки (брр.), Саудовская Аравия заняла второе место, а поставки в октябре выросли на 16 процентов по сравнению с прошлым годом и составили 1.086 миллиона баррелей в сутки.
Согласно мониторингу аналитического отдела “АО “Русская Контейнерная Компания”, в 2018 г. экспорт российской нефти может вырасти на 0,8% и составить 254 млн т. При этом Китай будет оставаться крупнейшим импортером российской нефти с долей более 20%. В структуре экспорта российской нефти в 2018 г. увеличится доля поставок по нефтепроводу ВСТО (Восточная Сибирь - Тихий океан), а также за счет роста железнодорожных перевозок.
Стоит отметить, что сегодня существует определенная конкурентная среда между трубопроводным и железнодорожным транспортом.
“Мы видим, что в транспортировке нефтепродуктов на внешние рынки между трубопроводным и железнодорожным транспортом наблюдается активная конкуренция (доля АО «Транснефтепродукт» – 45%, доля железнодорожного транспорта – 47%), в то же время на внутреннем рынке железная дорога на данный момент занимает значительную долю (72% против 12% у АО «Транснефтепродукт»). За период с 2010 по 2016 год доля внутренних перевозок на железнодорожном транспорте увеличилась, сократилась доля в перевозках на экспорт, но при этом выросла средняя дальность перевозки”, - констатирует генеральный директор “АО “Русская Контейнерная Компания” Иван Гришагин.
Исходя из данных анализа, проведённого аналитическим отделом “АО “Русская Контейнерная Компания”, можно сказать, что в основном нефтепродукты перевозятся на расстояния 2-3 тысячи км, а на расстояниях меньше 2 тыс. км железная дорога начинается проигрывать в конкурентной борьбе автомобильному транспорту. Говоря о конкуренции трубопроводного и железнодорожного транспорта, необходимо коснуться тезиса ФАС России о том, что «труба» конкурирует с железной дорогой, в связи с чем целесообразно дерегулировать тарифы.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
«Мы оценили на примере строящегося нефтепродуктопровода «Юг», какие возможности это может дать транспортировке по трубопроводу. По нашим оценкам, тариф на перекачку нефтепродуктов по этому трубопроводу может быть повышен до уровня железнодорожного (+30%). В результате такого решения конкурентоспособность железнодорожного транспорта существенно повысится, а значит определенная часть грузовой базы, предполагаемой при планировании проекта трубопровода, может и не «перейти» на трубопровод.
Подводя итог, можно говорить о том, что в 2018-2020 году очень высока вероятность того, рынок перевозки нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом будет развиваться по нарастающей, несмотря на существующий сейчас негативный тренд. Во-первых, увеличится пропускная способность железнодорожного транспорта.
Во-вторых, сейчас растет качество и скорость работы стивидорных компаний во многих портах Дальнего Востока, а это востребованное направление для отправки грузов. Кроме того, повышается компетенция грузовладельцев, увеличивается заинтересованность в сотрудничестве и клиентоориентированность различных сторон сделки по нефтеперевозке. В целом мы ожидаем, что рынок станет более цивилизованным, гибким и систематизированным», - заключает генеральный директор АО «Русская Контейнерная Компания» Иван Гришагин.
Комментарии читателей (0):