Начав бомбардировку Югославии, НАТО подобрвало переговорный процесс, в результате которого переговоры между Белградом и Приштиной могли бы завершиться соглашением. Об этом заявил старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Пётр Искендеров корреспонденту ИА REX, комментируя заявление генерального секретаря НАТО Андерса Фог Расмуссена о том, что НАТО «поступило правильно», принимая решение о бомбардировке Югославии в марте 1999 года.
"Надо отметить, что руководство НАТО, когда даёт оценку событиям 1999 года, подменяет тезисы. Дело в том, что к моменту начала агрессии 24 марта 1999 года ситуация в Косово не претерпела серьёзных изменений по сравнению, скажем, с серединой 1998 года, когда на территории края действительно шли ожесточённые бои, и жестокость проявляли и албанские боевики, и, безусловно, часть югославской армии и сербской полиции. К марту 1999 года уже был запущен переговорный процесс с участием руководства Югославии и лидеров косовских албанцев. Прошли несколько раундов переговоров, в ходе которых были подписаны определённые документы как с албанской, так и с югославской стороны. Проблема в том, что этим переговорам не дали завершиться, но, как оказалось впоследствии, эти переговоры послужили ширмой для того, чтобы оправдать дальнейшие бомбардировки с тем, что югославская сторона отказалась подписать ряд документов, которые носили характер грубого вмешательства во внутренние дела суверенного государства. Таким образом, ни ситуация в самом Косово, ни ситуация с переговорами не давали основания говорить о гуманитарной катастрофе, и тем более не требовали каких-либо силовых операций со стороны НАТО. В данном случае у НАТО и вообще у Запада гораздо меньше законных и любых других поводов для вооружённого вмешательства. Таким образом, говорить о том, что бомбардировки стали средством для предотвращения гуманитарной катастрофы — это не только претенциозно, но и не соответствует действительности. Наоборот, после того, как начались бомбардировки, ситуация в крае значительно ухудшилась, и, в частности, около миллиона косовских албанцев бежали в соседние страны — к примеру, в Албанию и Македонию, где это привело к острейшему социально-экономическому кризису, причём албанцы бежали как от бомбардировок, так и от югославской армии, которая в ответ на военную операцию НАТО активизировала свои действия на территории Косово. Таким образом, бомбардировки как раз стали не ответом на гуманитарную катастрофу, а первопричиной гуманитарной катастрофы«, — отметил эксперт.
По его мнению, ситуация на Балканах требовала всего лишь взятия под международный контроль: «В последующие годы руководство НАТО несколько снизило градус своих комментариев. В частности, в неофициальных беседах многие представители нато признавали тот факт, что решение о начале бомбардировок было не самым лучшим, однако они продолжают настаивать на том, что это было вынужденной мерой, и все другие опции были хуже. Однако, как я уже сказал, очевидно, что если сторонам была бы дана возможность провести полноценный переговорный процесс, если бы в Косово были возвращены наблюдатели от ОБСЕ, которые были выведены оттуда США и европейскими странами аккурат к началу бомбардировок, то можно было бы не только нормализовать ситуацию в Косово, но и добиться достижения каких-то переговорных целей, с тем, чтобы найти политическое решение, устраивающее Белград и Приштину, то есть, то решение, которое не найдено до сих пор. Для этого надо было лишь взять ситуацию под международный контроль, обеспечить ситуацию для взаимовыгодных соглашений, и нейтрализовать — в том числе, возможно, с помощью международных миротворческих сил — тех экстремистов, в первую очередь, с албанской стороны, которые действительно делали ставку на разжигание конфликта с тем, чтобы провоцировать на вооружённые действия».
Как ранее сообщало ИА REX, генсек НАТО Адерс Фог Расмуссен заявил о том, что руководство НАТО «поступило правильно», приняв решение о бомбардировке Югославии. «Мы приступили к операции, чтобы предотвратить геноцид в Косово. Наши действия полностью соответствовали принципам Устава ООН — защита гражданского населения против того, что, с нашей точки зрения, было геноцидом», — сказал Расмуссен.
Комментарии читателей (5):
Объяснюсь :::
Я НЕ ЗНАЮ откуда взялась эта (приведенная Искендеровым) оценка числа албанских беженцев - "около миллиона". Я НЕ ЗНАЮ КТО И КАК ИХ СЧИТАЛ. Почему фигурирует это число, а не 500, 200 или 100 тыс. А почему не 10 тыс. или не 1 тыс. ???
Но Я ТОЧНО ЗНАЮ, что миллион - это вообще половина населения Косово и представляется очень маловероятным, что такой объем перемещения был физически возможен. Это с одной стороны.
Поэтому я считаю, что распространяемая оценка в 1 млн. - это такая же ложь, как и публиковавшиеся в тот период фотографии интернированных сербов с припиской, что это интернированные в концлагеря (!!!) албанцы. Ложь - их ремесло.
Далее.
Я ЗНАЮ, что послевоенное (после бомбежек) албанское население Косово уже давно больше их исходного числа. А вот сербское население по одним данным уменьшилось в 10 раз, но даже по данным очень "толерантной" к НАТО нерусской "русской Википедии" уменьшилось в 3 (три!) раза.
Это не геноцид ???
Ну, ладно, большинство из "уменьшившихся" не погибло, а бежало. Но может быть, это гуманитарная катастрофа ???
НЕТ ???
Тогда что это ???
Незаконное принуждение к выселению ? Этническая чистка ?
Что ???
"Допустимый уровень потерь" ???
Я НЕ ВСТРЕЧАЛ, чтобы противник оспаривал эти оценки - сербы в 3 раза меньше, цыгане в 7 раз.
Я ПРОТИВ того, чтобы ситуация в Косово обсуждалась в рамках модели навязываемой НАТО. Это насквозь лживая, политизированная и пропагандистская модель.
Да-да! Умышленно!
В этот период США решали задачу по "перехвату" мусульманского мира. Длительная и безоговорочная поддержка Израиля уже долго мешала "оседлать" исламистов. Нужна была прямая и звонкая "уступка" им со стороны США. И в качестве жертвы была избрана "никому не нужная" (и, кстати, православная) Югославия. Вот это и было эффективно сделано. При полной поддержке "мировой демократической общественности".
Все остальное - это пропагандистское прикрытие.
Все остальное - это бесперспективная и обреченная игра по правилам противника, на пользу противника и, по сути, в составе противника.