Политолог, президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко назвал два пункта, с которых стоит начинать строительство Евразийского союза. Первое — определить, хотя бы для себя лично, каким именно мы хотим видеть Евразийский союз (как государство или союз государств, а не как лозунг). Пока, по его словам, Евразийский союз воспринимается лишь как неопределённая идея, как мех, на который каждый может залить своё вино, нельзя выработать план его создания. Второе — переформатировать информационное пространство, поскольку, если в России сторонники реинтеграции постсоветского пространства имеют, как минимум, не меньше возможностей для пропаганды своих взглядов, чем их оппоненты, то уже в ближайшем зарубежье (в 150 километрах от Брянска на Запад), большая часть СМИ и журналистов, мягко говоря «не воспринимают» эту идею. «Не победив в информационной войне (или, хотя бы не уровняв шансы), нет никакой возможности создать долговременную и надёжную интеграционную конструкцию — сепаратизм всё равно будет лезть из всех щелей, расшатывая ещё не построенное здание», — заявил корреспонденту ИА REX политолог.
С его точки зрения последовательность действий должна быть такова: «Создание адекватного, внятного, чёткого проекта Евразийского союза с одновременной подготовкой информационного пространства; активная пропагандистская работа, в первую очередь в постсоветском предполье; непосредственные экономические и политические мероприятия, оформляющие союз».
Социальный психолог, кандидат медицинских наук Марк Сандомирский определяет евразийское пространство как весьма разнородное. Поэтому, считает он, сыграть ведущую роль в интеграции должны не конфессиональные механизмы, а общая экономическая или культурная деятельность: «Это могут быть, в том числе, такие варианты интеграции или „наведения культурных мостов“, как интеграционные социальные проекты, возникающие на основе самоорганизации и предназначенные для решения общих актуальных задач социально-экономической и социально-психологической адаптации населения — в том числе различные волонтёрские организации, творческие сообщества, общества „народной дипломатии“ и т.п. Эта „интеграция снизу“, опирающаяся на реальные социальные связи по принципу от человека — к человеку, именно цивилизационные, может дополнить „интеграцию сверху“, происходящую по инициативе верхов».
Журналист и переводчик (Израиль) Даниэль Штайсслингер настороженно советует относиться к евразийству. «В России есть ресурсы и работа, а в Азии — миллионы голодных и безработных. Для умасливания новых геополитических союзников правительство не сможет пойти на закрытие границ для мигрантов, и они наводнят европейские страны Евроазиатского союза, что разрушит цивилизованный рынок труда и резко повысит преступность. Не говоря уже о том, что на помощь союзникам будут тратиться деньги, которых не хватает в сферах здравоохранения, образования и т.п. В очередной раз в жертву геополитическому тщеславию будут принесены реальные интересы граждан страны. Всё это было при царе и при генеральных секретарях. США, расширяя геополитическое влияние, богатеют, РИ-СССР-РФ приобретает новые статьи расходов, не зарабатывая ни копейки. При Екатерине расширение на юг и восток было необходимым, для ослабления Османской империи, вассалы которой совершали набеги на Россию. Но времена-то нынче другие», — отметил эксперт.
Политконструктор Юрий Юрьев, резюмируя, подчеркнул, что Евразийский союз вполне может оказаться крепким, для этого ему нужны крепкие правила и крепкий их контроль.
Комментарии читателей (0):