Российские специалисты готовы запустить в серийное производство новейший лучевой детектор способный различать до 30 видов взрывчатки и наркотики, но госзаказ на массовое производство таких установок для аэропортов и вокзалов пока ещё не поступал. Об этом сообщил генеральный директор компании «ДВиН» (детекторы взрывчатых и наркотических веществ) Михаил Сапожников на пресс-конференции 16 февраля, передает корреспондент ИА REX.
«Обычные рентгены не могут отличить взрывчатку от мыла или других веществ. Мы же можем определить элементный состав взрывчатки, который отличается от обычных веществ. Наш аппарат облучает предмет нейтронами и им можно посмотреть все — от сумки, до морского контейнера. Еще один плюс — не нужно присутствие оператора, все происходит в автоматическом режиме», — рассказал Сапожников.
«В 2005 году нашими разработками заинтересовалось ФСБ и с помощью этой службы мы разработали четыре модификации прибора. Мы сделали переносной детектор, стационарный детектор, модификация для досмотра заминированного автомобиля, систему для досмотра крупных контейнеров. Минимальная цена детектора 8 млн рублей. Госкорпорация „Роснано“ готова поддержать массовый выпуск нашего аппарата. Мы ждем заказ», — отметил гендиректор компании.
Сапожников подчеркнул, что такие устройства могли бы сильно повысить уровень безопасности в аэропортах, вокзалах и метро, и высказал недоумение по поводу того, что они до сих пор не поступили в серийное производство. «Ситуация странная... выделены 43 млрд рублей в рамках программы повышения уровня безопасности, был издан указ. Вопрос — почему эти деньги не использовали. Мне кажется, никто не хочет брать на себя такую ответственность. После событий в Домодедово интерес к нашим установкам, конечно, возрос, но не очень сильно», — сказал Сапожников.
В свою очередь, замдиректора Объединенного института ядерных исследований Александр Рузаев отмечает, что «ситуация с лучевым детектором — это и позитивный и негативный пример». «Это коммерческий проект, существование которого зависит от количества контрактов. Размеры проекта могут варьироваться. Сейчас ситуация по продаже детекторов меняется, аппаратом заинтересовались партнеры из Индии, Румынии. Полтора года назад мы получили 150 млн рублей инвестиций от госкорпорации „Роснано“ и реализовали первую часть проекта. Но мне кажется, что постановку на серийное производство должны осуществлять все-таки уже не ученые, а другие структуры», — отмечает Рузаев.
В то же время, он обращает внимание, что «детектор — это не панацея». «Он может повысить уровень безопасности, но он не может решить проблему комплексно. В первую очередь нужно повышать ответственность людей, работающих в аэропортах, на вокзалах и в метро. Человеческий фактор самый главный», — заключает Рузаев.
Комментарии читателей (0):