Президент Белоруссии Александр Лукашенко считает, что России давно следовало бы предоставить политическое убежище экс-сотруднику ЦРУ Эдварду Сноудену.
Об этом он заявил журналистам в Минске 26 июля. По мнению белорусского лидера, ситуацию вокруг Сноудена «раскрутили». «Наверное, сегодня руководство России уже не знает, что с этим Сноуденом делать. Я бы на месте россиян особо в этом плане не напрягался, а предоставил ему политическое убежище», — сказал Лукашенко. Он отметил, что США приютили у себя немало преступников, выдачи которых требует Россия. «Сколько забрали отсюда секретов, сколько террористов, которых Россия требует выдать, у себя приютили и не выдают», — сказал белорусский президент. Напомним, что бывший агент ЦРУ Эдвард Сноуден, разыскиваемый властями США за раскрытие секретной информации спецслужб, с 23 июня находится в транзитной зоне московского аэропорта «Шереметьево», который он не может покинуть, поскольку американские власти аннулировали его паспорт. В июле он подал заявление о предоставлении ему временного убежища в России.
ИА REX: Может ли Сноуден рассматривать это интервью как приглашение в Белоруссию? Почему так осторожен в высказываниях Путин, действительно ли предоставление политического убежища экс-сотруднику ЦРУ Эдварду Сноудену может быть опасно для любой страны?
Лев Вершинин, политолог и историк, кандидат исторических наук:
Собственно, с момента сдачи Сноудена история России как суверенного государства будет закончена. Дальше всё пойдет по нисходящей, и Россия превратится в такую же жалкую, скукоженную, дрожащую субстанцию, какую представляет собой сегодня большинство государств мира (...) Россия выпадет из числа стран, способных переломить ситуацию и даровать надежду народам планеты (...) Америка может делать всё, что ей вздумается. Единственное, что ее ограничивает, это необходимость сохранять лицо, не выдавая преждевременно свои намерения, чтобы не всколыхнуть волну массовых протестов по всему миру (...) Когда не останется никого у нас, кто бы в это верил, в сторону нашей страны полетит тьма «Тамагавков», которые сотрут в порошок всё живое. Тот, кто не готов смотреть смерти в лицо, получает пулю в спину. В этом и состоит суть американского подхода...
Обращаю внимание на цитату из интересного интервью политолога Андрея Фурсова. Не без огрехов, в чем-то спорное, в чем-то (то, что Сноудена выдавать не будут, похоже, уже ясно) запоздалое, но концептуально более чем заслуживающее внимания, - и спасибо дорогому эксперту ИА REX Дмитрию Сычёву за наводку. По сути же, возникают некоторые ассоциации.
Абсолютно откровенно: я не исключаю, что с беглым диссидентом есть нюансы, и Штаты просто разыгрывают какую-то сложную многоходовку. Нет у меня оснований, позволяющих это отрицать на все 146%. Но нет и оснований для уверенности в том, эта самая многоходовка, в самом деле, разыгрывается, а потому рассуждать приходится, исходя из имеющегося. И получается любопытная цепочка. Что Штаты не умеют прощать, они доказали еще на примере Бобби Фишера, и еще раньше, на примере Джонатана Полларда, растолковали миру, что ни друзей, ни союзников у них нет, а есть только враги или лакеи. Но все-таки первому нашлось-таки, где преклонить голову под конец жизни, а за второго хоть кто-то, пусть и безуспешно, хлопочет. Казус же Сноудена уникален. Неважно даже, почему Штаты пошли на принцип. Важно, что, стоило им сделать это всерьез, - и прогнулись все. От Китая до храброго вождя Эво Моралеса. О Европе и речи нет. То есть, - поскольку миром правит картинка, - как бы там оно ни было на самом деле, человечеству было предъявили всемогущество силы, бодаться с которой, если уж она пошла на принцип, не смеет никто. А брань на вороту не виснет. И в этом смысле, не выдав Сноудена, России поступит абсолютно верно. Дело-то уже не в самом парне. Его, конечно, жаль, но в Игре Престолов жертвуют и ферзями, а уж пешки вовсе не в счет. Просто, по Черчиллю, "Вам был дан выбор между позором и войной. Вы выбрали позор. И получили войну".
Андрей Давыдов, журналист:
Лукашенко ничем не рискует, высказывая эти упреки. Разумеется, он не готов принять Сноудена, это лишит его возможности политического маневрирования, но главное – обрушит на Беларусь все мыслимые и немыслимые кары Запада. Вашингтон будет в восторге применить всю силу своего давления на неожиданно уменьшившегося противника, который станет ему по зубам. Да и Россия бы сильно измельчала, попытайся она спрятаться за спиной Белоруссии. В конце концов, Сноуден бы отошел на второй план, сыграв роль троянского коня. Шах и мат Путину. Но все это досужие домыслы. Убежище Сноуден получит. У Москвы просто нет другого выхода. А затяжка связана либо с выбором подходящего момента, либо - скорее - с тем, что Путин не отдал прямого распоряжения: у него сейчас на первом плане Украина и серьезный геополитический сдвиг, который последует после подписания Киевом соглашения с Евросоюзом.
Герман Янушевский, социолог и системный аналитик:
Как и предполагалось, США, как герой гоголевских "Мертвых душ", и такой же реальный носитель мертвой души, когда-нибудь схватит шашечную доску и трахнет по голове простака Чичикова. Который войдет в ступор от неожиданности, которому хочется и мертвых душ прикупить "на халяву", и "не потерять лицо". Но оно уже потеряно, уже коготок птички увяз в подобострастии к мертводушной Америке. Все. Теперь только США и могут стукнуть кулаком по столу и прогреметь и России, Белоруссии и всем: НЕ ПЕРЕЧИТЬ ХОЗЯИНУ МИРА, слушаться, встать смирно! Случилось именно то, что и предполагалось, к чему все и шло! У России уже нет "своего лица", своей политической позиции, своего "Я"! Путин полагает, что, идя навстречу США в одном, можно быть самостоятельным в другом, что принимая половинчатые решения, сидя на двух стульях, можно чувствовать себя комфортно и поунять массовые антипутинские тенденции в мире. А на деле все ровно наоборот. Как тут снова не вспомнить величие сталинской силы перед США и Англией в 40-е годы прошлого века? Вот за это величие и даже враги уважали не только Сталина, но и страну СССР!
Юрий Юрьев, политконструктор:
Нет ничего проще. Для этого Белоруссии нужно на неделю купить "Шереметьево", вывезти Сноудена, а потом продать обратно. И именно Лукашенко сможет сделать подобное, больше некому. Жаль, что не предлагает. Впрочем, Сноуден очень нужен Кремлю. В любую секунду Сноуден может раскрыть рот и доказать, что США не вправе вообще произносить слово "демократия", поскольку давно украли ту демократию для аппаратчиков. Случай со Сноуденом подобен законам FARA, заимствованным в США Россией. Так по этим законам - оппозиции несладко. У Сноудена две проблемы - у него недостаточен медиаресурс, и нет заказчика на слив. Первая проблема решается весьма легко, Сноудена сделают мощнее хактивисты. Вторая проблема зависит от Кремля. А сам комфорт его, похоже, не интересует, он живёт в Сети и ему там явно лучше, чем даже в США и на Гаити.
Кирилл Мямлин, публицист:
Все верно. Но для того, чтобы дать Сноудену политическое убежище нужно все, "заработанное непосильным трудом", хранить в российских банках, а не распихивать по Европам, штатам и оффшорам. Не случайно наш заклятый друг Збигнев Бжезинский как-то обмолвился, что "поскольку 500 миллиардов долларов российской элиты лежат в наших банках, вы ещё разберитесь: это ваша элита или уже наша?" Поэтому когда г-н Путин говорит про то, что он предоставит политическое убежище Сноудену если тот "пообещает, что не будет дискредитировать наших американских партнеров" - то, вероятно, это нужно расценивать и как косвенный ответ на вопрос Збигнева Бжезинского: "Нет, это не наша элита".
Роман Лискин, журналист:
Да, это заявление имеет серьезное основание. Для Александра, а скорее для Алексея Лукашенко это был бы и технологический прорыв в области защиты информации, помочь России снять незапланированную напряженность с США, связанную со Сноуденом. Причем Лукашенко ничем не рискует, получая "лишний козырь в рукав". Его международную репутацию ничем, наверно, не испортишь. Другой вопрос понравится ли все это Сноудену? Создается впечатление, что ответ на этот вопрос мало кого-то интересует вообще.
Сандра Новикова, журналист и блогер:
Так и хочется ответить на эти высказывания Лукашенко: «Александр Григорьевич, не учите Россию жить!» Вообще Лукашенко странно себя ведёт в последнее время – отказаться от участия в праздновании 1025-й годовщины крещения Руси? Ох, будут ещё у России проблемы с этим Батькой. Что касается Сноудена, то трудно сказать, являются ли эти слова Лукашенко приглашением в Белоруссию. Но вообще это был бы неплохой вариант: России этот подозрительный креакл Сноуден уже надоел, а в страны Латинской Америки, готовые его принять, добраться ему сейчас практически невозможно - вон американцы в поисках Сноудена даже президентские самолёты обыскивают. До самолёта же, летящего из Москвы в Минск, западники вряд ли дотянутся - да и вообще из Москвы в Минск лететь не обязательно, можно спокойно доехать по земле. В Белоруссии Сноуден был бы под рукой у России (так, на всякий случай, мало ли что), а Лукашенко, предоставив Сноудену убежище, ещё раз подтвердил бы свой имидж антизападника. А репутация его при этом бы не пострадала - ему уже всё равно, его так и так называют «последним диктатором Европы».
/p
Комментарии читателей (1):