Министр разведки Юваль Штайниц предположил, что президент Сирии Башар Асад, при поддержке Ирана и Хизбаллы, может победить в двухлетней гражданской войне, охватившей эту страну. Хотя оценка министра не нашла поддержки в рядах коалиционного правительства премьер-министра Биньямина Нетаниягу, она отражает трудности, стоящие перед Израилем и западными странами в предсказании судьбы Сирии и необходимостью вмешательства. Юваль Штайниц, министр по международным делам, стратегии и разведки проводил брифинг с иностранными журналистами, когда ему задали вопрос, считает ли он, что последние успехи сил Асада против повстанцев могут предвещать победу сирийского лидера в гражданской войне. "Я всегда думал, что это может быть так, что, в конце концов, Асад, при очень сильной поддержке Ирана и Хизбаллы, может одержать верх", - сказал Штайниц. "И я думаю, что это возможно, я давно уже думаю, что это возможно", - сообщает www.mignews.com
ИА REX: Можно ли разделить оптимизм главного израильского разведчика?
Ростислав Ищенко, политолог, президент «Центра системного анализа и прогнозирования»:
Любая война, которая тянется больше пары месяцев - уже не блицкриг. Следовательно, победить в ней могут обе стороны. Вопрос в том, кто проиграет войну на истощение и/или кому удастся привлечь более мощных союзников, готовых не на словах, а на деле вмешаться в конфликт.
Судя по тому, что, после двух лет войны правительственные войска начали масштабное наступление на позиции боевиков, которое продолжается уже больше месяца и привело к освобождению стратегически важных районов, войну на истощение Асад выиграл. Её кульминацией, своего рода Сталинградом, стали годичной давности попытки боевиков взять Дамаск или хотя бы закрепиться в некоторых его районах. Тогда бои были упорные, шли около двух месяцев, чаша весов колебалась, но, ни взять город, ни закрепиться в нём, ни посеять панику в рядах сторонников Асада сообщениями о гибели или бегстве последнего не удалось.
Иностранное вмешательство на стороне боевиков было фактически предотвращено постоянным нахождением в сирийских портах боевых кораблей России. Демонстративная готовность Москвы принять участие в боевых действиях привела к тому, что в критический момент поддержка боевиков ослабла, наступление на Дамаск не было завершено, но при этом, огромные потери, которые неизбежны в столь долгих наступательных боях никто не отменял. Восполнить их оказалось невозможно и, медленно, но верно, части сирийской армии додавили боевиков, а своевременная поддержка, оказанная им Хизбаллой, не дала возможность боевикам переходом к обороне, в свою очередь измотать правительственные войска и завести войну в тупик. В последние две недели военная катастрофа, антиасадовских вооружённых формирований стала очевидной. Сейчас их может спасти и развернуть ситуацию вспять только полномасштабное вооружённое вмешательство одной из западных стран. Самостоятельные действия Израиля приведут лишь к тому, что Иран официально вступит в войну на стороне Сирии, а Ирак предоставит ему свою территорию для прохода войск (фактически признает сюзеренитет Тегерана, со всеми вытекающими последствиями). Даже монархиям залива будет практически невозможно без внутренних потрясений выступить в одном ряду с Израилем против мусульман. Турция, с учётом её внутреннего положения и ясной позиции Ирана и России, также вряд ли решится на открытую агрессию. США не располагают в регионе достаточными силами и материальными ресурсами, чтобы позволить себе роскошь, не закончив вывод войск из Ирака и Афганистана влазить ещё в одну войну. Армии стран ЕС самостоятельно воевать не могут.
Конечно, благоприятная сегодня для Асада ситуация может драматически измениться в любой момент - шутки истории непредсказуемы. Но, если исходить из существующего положения вещей и динамики развития ситуации, войну Асад уже выиграл и сейчас речь идёт лишь о том, кто и на каких условиях будет гарантом послевоенного восстановления и развития Сирии. Сегодня именно борьба великих держав за своё участие в послевоенных раскладах может вызывать затяжку боевых действий или неожиданные драматические повороты в развитии ситуации. В военном плане Асад победил, в моральном также, в информационной войне, как минимум не проиграл, теперь ему надо выиграть политико-дипломатическую игру (или хотя бы не проиграть в ней). Это может оказаться сложнее всего.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Удивительно, как этот специалист не заметил и не упомянул крупную современную флотскую группировку неведомой ему страны у берегов Сирии. Наверное, он до сих пор пытается определить, чьи же это ракетные силы и большие десантные корабли, Ирана или Хезбаллы. Эта интереснейшая стратегия увлекательна, как и всегда.
Андрей Давыдов, журналист:
То, что оптимизм для нас, для израильской разведки – похоже, глубочайший пессимизм. И на ум приходит старая студенческая шутка: «Старик, твой пессимизм меня здорово подбодрил!»
Комментарии читателей (1):
Удивительно, что никто не заметил простого факта: мобилизации проправительственных сил в Сирии, ополчения для отпора наемникам и оппозиционерам, как главной составляющей перелома в гражданской войне.
Что до эскадры у берегов, то не надо преувеличивать: она там ради проформы.
Ну, а помощь Ирана и Хизбаллы - всего лишь повод для Запада в организации военной интервенции. Кстати, она не так уж и велика... во всяком случае не является определяющей.
И как не вспомнить (в который уже раз) предсказание бывшего президента о том, что дни Асада сочтены... Около года прошло, между тем... Однако настроения в Кремле ничуть не изменились...Асад по-прежнему для него бяка.