Неожиданная поездка президента Украины Виктора Януковича в Сочи к Владимиру Путину вновь поставила на повестку дня судьбу украинской газотранспортной системы. О рабочем визите Януковича в РФ стало известно за несколько часов до вылета. Повод: личное приглашение Путина. Цель: в неформальной обстановке обсудить отношения двух стран. Встречая коллегу в Сочи, российский президент заметил, что им всегда есть о чём поговорить. А Янукович добавил, мол, с удовольствием выслушает, что изменилось с их последней встречи. За закрытыми дверями они проговорили 5 часов и молча разъехались. Высоковероятно, что главными темами вновь были поставки газа, газотранспортный консорциум и присоединение Украины к Таможенному союзу в качестве наблюдателя.
ИА REX: О чём говорили в Сочи Янукович и Путин? Что даст экономике Украины статус наблюдателя в ТС?
Ростислав Ищенко, политолог, президент «Центра системного анализа и прогнозирования»:
Могу Вам сказать, что президенты не говорили — говорил один президент — Путин. Янукович слушал. Говорил же ему Путин о том, что Украина должна наконец определиться с кем она, что сидеть на двух стульях и рассказывать сказки о интеграции сразу и в ЕС и в ТС больше невозможно. Вернее гражданам Украины можно рассказывать и дальше, а партнёрам по переговорам нет.
Не потому, что партнёрам не интересно и давно уже надоело (хоть и поэтому тоже), а потому, что Таможенный союз — динамично развивающаяся структура, которой предстоит сделать стратегический выбор — будет она дальше развиваться как евроазиатская (в случае присоединения Украины) или как сугубо азиатская (если Украина окончательно отказывается присоединиться).
Путин говорил о том, что Россия заинтересована в сохранении своей традиционной внешнеполитической и экономической евроориентированности. И в этом смысле присоединение Украины для неё важно и желательно. Но, что если Украина не сделает в ближайшем будущем чётко артикулированного выбора в пользу ТС, то будут приняты иные стратегические решения, которые повлекут за собой колоссальные геополитические и экономические изменения, фактически до неузнаваемости изменят мировой политический ландшафт, причём не в лучшую для Украины сторону.
Не знаю, сказал ли Путин, что России также придётся пережить трудный и драматический период трансформации её политических и экономических приоритетов, фактической деевропеизации её политики, переосмысления стратегии, действовавшей со времён даже не Петра I, Ивана Грозного.
Во всяком случае, у России есть решение, позволяющее развивать Таможенный союз и сохранять геополитический вес без Украины (не без трудностей, но и не без успеха).
Но Путин точно должен был сказать Януковичу, что без ТС у Украины, как государства и у Януковича, как политика шансов нет. Что окно возможностей уже почти закрылось и что, если украинское руководство будет играть в увлекательную игру «3+1» ещё полгода-год, то может сложиться такая ситуация, что Киев будет просить принять его в ТС, а условия окажутся намного жёстче чем сегодня, а то и вообще ТС откажется рассматривать заявку.
Что же касается наших «сборов» подписать соглашение об ассоциации с ЕС, то, во-первых, надо ещё, чтобы ЕС его тоже решил подписать. Во-вторых, если экономическая часть соглашения (сплошь состоящая из уступок Украины) начинает действовать в момент подписания, то политическая (которая впрочем, тоже ничего, кроме морального удовлетворения Киеву не даёт) должна быть ещё ратифицирована всеми парламентами стран-членов ЕС. То есть не начнёт действовать никогда.
По этому поводу Путин должен был сказать Януковичу, что в момент подписания соглашения об ассоциации (если оно когда-нибудь будет подписано) Украина навсегда закроет для себя возможность сотрудничества с Таможенным союзом. И не потому, что кто-то обидится, а потому, что таковы законы рынка, экономические интересы, которые у ЕС и ТС совпадают далеко не во всём.
То же самое должны были в Астане сказать Януковичу Назарбаев и Лукашенко, но могли и не сказать, поскольку для них-то Украина в ТС не так важна, как для России. Судя по тому, что по итогам визита в Астану украинское правительство заявило, что оно собирается подготовить документ о том, что в перспективе оно хочет подготовить другой документ, в котором попросить о статусе наблюдателя в ТС, Янукович, если что-то из того, что ему говорили и услышал, то ничего не понял.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Все эти ныне загадочные для обывателей понятия «ВТО», «Евросоюз», «ЕврАзЭс» напоминают сказку : «яйцо в ларце, игла в яйце» — лишь смущают граждан, которым никто не удосужился чётко объяснить, включены ли Европа и Евразия в ВТО, и как это повлияет на ввозные и вывозные пошлины конкретно. И почему «тойота кэмри» в США и во всём мире стоит 20000, а в их стране иначе, хотя все вроде в ВТО. На экономику влияют риски, а также размер и простота налогов и скорость оборота. А не «меморандумы» или «универсалы» в качестве спама, сопровождаемые вымогательством налогов и поборов на обеспечение спамеров от имени державы. Бесконечные слова, производимые в качестве государственной религии заодно с инквизицией, когда-то должны обрести смысл. А смысл реалий пока Украина пытается евроинтегрироваться, её практически «арабоинтегрируют» и «тюркоинтегрируют».
Комментарии читателей (0):