Американский экономист и политолог, профессор Университета Висконсин Милуоки Джеффри Соммерс, много лет проживший в Латвии, написал труд, в котором отразил успешное применение неолиберальной политики к постсоветской стране, приведшее к такому же успешному экономическому краху. Сегодняшняя наиболее знаменитая «антирабочая» история успеха - это история Латвии. Латвия изображается как страна, где рабочий класс не сопротивлялся, а просто эмигрировал вежливо и спокойно. Не было никаких всеобщих забастовок, не было разрушения частной собственности или насилия, - Латвия представлена как страна, в которой у рабочего класса было достаточно здравого смысла, чтобы не поднимать шум при столкновении с необходимостью подтянуть пояса. Латыши попросту сдались и проголосовали ногами, поскольку экономика сжалась, уровень заработной платы упал, а налоговое бремя осталось на плечах рабочего класса, даже при том, что были произведены некоторые символические шаги, чтобы увеличить налоговое бремя на недвижимое имущество. Всемирный банк приветствует Латвию и ее прибалтийских соседей, помещая в список дружественных бизнесу экономических систем, при этом иногда поругивает социальный режимы, как слишком резкий на викторианский вкус международных финансовых учреждений.
ИА REX: Можно ли согласиться с тем, что экономическое бедствие Латвии является примером неолиберальной истории успеха? А может это следствие выхода Латвии из СССР?
Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:
Латвия бедствует потому, что в системе европейских ценностей она – лишняя. Латышам, вырвавшимся из советского застенка, в этом стыдно признаться даже ночью, шёпотом, у себя под одеялом, даже верной жене. Никакая неолиберальная история успеха, или неуспеха, здесь совсем ни при чём. Не надо этой экономической мути, всё намного проще: Брюссель не даёт денег Риге, как раньше их дисциплинированно давала Москва. А сама Рига заработать ни на чём не может, в едином и дружном ЕС её колхозная продукция никому не нужна, ведь это только раньше она была центром электронных и технических инноваций.
Чтобы добиться успеха в «неолиберальной системе ценностей» латышам (именно корневым латышам, а не бесплотным русскоязычным), пора выйти на улицы с простыми, кондовыми плакатами: «Хотим в СССР!» Только в этом случае они могут рассчитывать на внимание Брюсселя, Берлина, Парижа и Вашингтона, вместе взятых. Лозунг о выходе из Евросоюза уже не актуален – никто не обращает внимания на эти акции, безостановочно идущие в Испании, Португалии, Греции, на Кипре, в других странах континента. А вот «хотим в СССР» – пусть даже не существующий – это желание серьёзное.
И вот тогда граждане Латвии, пусть даже на время, станут самыми зажиточными, и при этом не работающими, гражданами Евросоюза. Они могут стать главной страной Европы. Если же латыши начнут разбираться в особенностях налоговой и финансовой модели Стива Форбса, то окончательно поставят крест на своём будущем, так как в этой системе разобраться практически невозможно. Для этого, собственно, она была и придумана – для латышей и их бедствующих соседей по прибалтийской группе. Больше думаешь, меньше ешь.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Ныне "либеральная мысль" свершает неожиданные кульбиты. К примеру: "Мумия Бентама" - хорошо, "Мумия Ленина" - плохо, как принцип долговременный уже почти век. (Бентам-основоположник либерализма, почерпнувший ряд соображений, находясь у брата - российского офицера, забальзамированный как Ленин, своими соратниками).
Ныне либералы утверждают, что Латвия шла к успеху. Тогда можно назвать и успехом украинскую "Руину", где земли обезлюдели. С точки зрения денег - это может быть успехом, выкупить пустоши, не делясь с владельцами, а людей завезти новых, посговорчивее. Но тогда и рейх можно назвать успехом, он "образцово" Германию обезлюдил.
Впрочем, иезуитская манера называть грех добродетелью свойственна многим давно. Ещё когда они индульгенции продавали, на совершение грехов по предоплате. Ныне они именуют педерастию любовью, а неоколониализм - неолиберализмом. Впрочем, Великобритании хорошо, там работает много молодых и сильных латышей. А вот Африке после работорговли - плохо, да и Латвии уныло и печально, ведь прежние культурные центры СССР как вымерли, там ныне пустые пейзажи с одинокими прохожими. Остаётся только пожалеть тех, кто не хотел быть русскими, а хотел стать латышами, но впоследствии был вынужден стать британцами и ирландцами.
Когда прибалтийские "державы" век назад занимались уничтожением многовековых русских имущественных прав параллельно с отсылкой "латышских стрелков" в жернова революции, они уже делали нечто подобное, отбирая имущество инвесторов параллельно с потерей собственной молодёжи. Это помогло обогатиться ненадолго и далеко не всем. Если сейчас Россия найдёт силы напомнить о реституциях владений русских дореволюционных собственников - в Латвии может случиться ещё более любопытная тенденция, чем нынешняя депрессия - полное банкротство.
Сергей Сибиряков, политолог, координатор международной экспертной группы ИА REX:
Да, в СССР латыши жили хорошо, но тогда у них была промышленность, в основном построенная усилиями приезжего русского населения. В те времена резко менялся состав населения из-за приезда в республику большого количества некоренного населения. Также как сегодня выходцы из Средней Азии в Россию - тогда в Прибалтику массово ехали со всего Союза. Люди с совершенно другой культурой, языком, традициями вызывали отторжение и неприятие у местного населения. Поэтому проблемы были из области бытового национализма. Промышленности до вхождения в состав СССР в прибалтийских странах никогда раньше не было, ни до революции 1917 года, ни до 1939 года (год вхождения в СССР). Были хутора - сельское хозяйство и ловля рыбы. Элитой были прибалтийские немцы - а латыши на них батрачили еще со средневековья. Были даже поговорки в русских губерниях, соседствующих с Лифляндией и Курляндией: "у латыша только хрен да душа"; "нету денег ни гроша, как у латыша". Сейчас латышское население вернулось к исходному состоянию, только вектор трудовой миграции в сравнении с дореволюционными временами поменялся, с восточного на западный.
Комментарии читателей (0):