Философ, политтехнолог, эксперт правительства РФ Петр Щедровицкий считает, что россиянам надо стать мобильными. "Многочисленные эксперты прогнозируют сегодня серьёзные изменения на рынке труда: снижение доходов среднего класса и исчезновение ряда профессий, в том числе таких массовых, как охранники, водители или бухгалтеры. Основной проблемой я бы назвал низкий уровень мобильности в России. Низкий в сравнении с развитыми индустриальными странами, а также в сравнении с СССР. И первое, во что мы упираемся — это мировоззренческий аспект. В России в рейтинге предпочтений наличие гарантированного рабочего места с низкой оплатой стоит выше, чем повышение производительности труда, которое автоматически связано с падением занятости, но повышением оплаты труда каждого работника. Наши люди не хотят много зарабатывать, им нужна стабильность, в первую очередь. Дело не в том, что они тяжелы на подъём. Во-первых, люди не имеют необходимой информации о том, где их труд может быть востребован, а во-вторых, у них нет средств на переезд. В чём, например, основная сложность для российских монопрофильных городов, так называемых «депрессивных» территорий, в которых нет работы? В том, что в одном месте собраны специалисты определённого типа и определённой категории. Если обанкротилось базовое предприятие, то специалисты близкой квалификации одной отрасли деятельности оказались на рынке труда. Им вдвойне сложно найти работу, потому что они ещё и конкурируют друг с другом", - отмечает эксперт.
ИА REX: Стоит ли жителям России стать мобильными?
Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:
Жители России почти всегда мобильно передвигались по своей собственной стране в поисках работы, открытия нового жизненного этапа и т.п. Об этом все почему-то забыли, считая их омертвевшей массой, не способной ни к чему передовому. Буквально только что, при коммунистах, молодые семьи сами по себе, без всяких «комсомольских строек» ехали с Урала на Волгу, из Москвы на Дальний Восток, из Калининграда в Сибирь строить города, железные дороги, атомные и гидроэлектростанции – такого активного и мобильного народа мир ещё не знал. Поэтому не надо обвинять самую мобильную нацию в мире в пороках, которые ей не свойственны.
Но куда им ехать сегодня из своих моногородов, когда по всей стране аналогичный социальный мрак и запустение? Нет ни БАМов, ни Днепрогэсов, ни Братсков, ни Комсомольсков-на-Амуре. Появляются отдельные, чуть ли не закрытые, субъекты федерации, строящиеся по национальному признаку, чего раньше не было и близко: к примеру, русским было без разницы, ехать им жить в Грузию или Дагестан. При этом у людей ещё, элементарно, нет денег, чтобы всей семьёй сорваться туда не знаю куда, чтобы найти то не знаю что. Поэтому пора перестать месить в информационном пространстве тему пресловутой мобильности, которая самими людьми – пусть даже они будут метаться по всей стране как тараканы – не может быть решена. Уехав из своего родного города, они никогда не станут менеджерами, бизнесменами и «золотыми парашютистами» – они станут бомжами, которые сейчас и являются наиболее мобильной социальной группой в РФ.
Андрей Куприков, политолог, руководитель Волгоградского регионального отделения «Деловой России»:
Население в западных странах гораздо более мобильно, чем в России, люди там перемещаются вслед за работой. Отечественная проблема моногородов вызвана целым рядом причин. Во-первых, как это ни странно, приватизацией жилья. Люди получили в собственность единственную и при этом абсолютно неликвидную жилую недвижимость. Ее невозможно поменять на что-то в другом городе. Поэтому они привязаны к квадратным метрам как крепостные. Во-вторых, в России не развит рынок арендного жилья или доходных домов. Именно найм, а не покупка собственного жилья, иногда является правильным и единственно возможным решением жилищного вопроса. Ни в одной стране мира нет стопроцентной собственности на жилье. Доля арендного жилья в различных странах отражает особенности их жилищной политики. Например, в западной Европе эта доля весьма велика. В Швейцарии – 70%, в Германии – 57%, Швеции – 40%, Франции – 36,5%, Англии – чуть более 30%. Часть молодых людей снимают квартиру «вслед за работой», что обеспечивает мобильность трудовых ресурсов внутри страны. Поэтому рынок арендного жилья в России имеет огромные перспективы развития.
Михаэль Дорфман, писатель (Нью-Йорк, США):
Мобильность в принципе вещь хорошая, но надо двигаться к ней медленно и осторожно. Россиян уже делали мобильными через коллективизацию, ускоренные индустриализации, поднятие целины и другие централизованные проекты, от которых вреда куда больше оказалось, чем пользы. Кто не верит, пускай проедет по опустевшей центральной полосе России. Да и в Америке мобильность населения привела к подобным результатам, к вымыванию среднего класса и созданию "ржавого пояса" бывших индустриальных штатов. Так, что не стоит, задрав штаны бежать за каждым новомодным лозунгом, особенно если это неолиберализм, где из всех свобод старого либерализма осталась, лишь одна свобода угнетать других людей.
Кирилл Мямлин, публицист:
А еще россияне должны любить отдых в Баден-Баден и романтику Парижа. Как я понимаю, камрад Щедровицкий отчего-то в запросах ориентируется на "развитые страны". Но и не в одной стране вы не увидите, что фонд заработной платы составляет 30%, а не 80-85% от себестоимости продукции. При том, что жилье в РФ в дефиците, а в "сытных местах" по цене не то что покупки, но и аренды бьёт "все цивилизованные рекорды". Не нужно забывать, что коренной слом системы произошел практически во всех промышленных городах. Спасибо либералам. И поскольку обслуге олигархов требуется внешность и определенная продажность натуры, то, как минимум 85% населения остаются в стороне от этого "праздника жизни". Поэтому и коротают свой век в Пикалево-Пикалево
Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):
Именно так и есть, как написал Щедровицкий. Надо иметь возможность, если нет работы, скажем, в Саранске, иметь возможность уехать, хоть в Новокузнецк, хоть в Анапу — где нужны работники данной профессии. А тормозит именно недвижимость, ввиду отсутствия доходных домов, специально построенных исключительно для сдачи в аренду.
Комментарии читателей (0):