Каким путём может пойти российское образование: мнения

Эксперты ИА REX рассуждают, как должно развиваться российское образование: по англо-саксонскому или европейскому пути?
28 марта 2013  15:06 Отправить по email
Печать

России необходимо определиться с системой образования. У России отсутствует ясная стратегия образования, и ей необходимо выбрать между англо-саксонским путём и европейским путём. Об этом заявил генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков 26 марта в Москве в ходе пресс-конференции «Состояние и перспективы образования в России. Противостояние „старого“ и „нового“ подходов».

ИА REX: Почему надо выбрать между англо-саксонским и европейским путями? А третьего не дано?

Александр Юсуповский, этнополитолог, кандидат философских наук:

Позволю себе несколько общих методологических соображений по поводу систем. «Главное, что мне непонятно — какую систему образования мы взяли за образец подражания? Англо-саксонскую или европейскую?»

И англосаксонская и т.н. европейская системы органично (подчеркну именно это слово) и постепенно выросли в ответ на потребности тех или иных стран, адаптированы под конкретные условия, заимствуют элементы друг друга.

Мне кажется, отношение к советской системе образования и страсть к заимствованиям коренится в низкой культуре реформаторов, решающих не задачи, собственно образования. А скорее пропагандистко-политические.

Вот надо было «оттолкнуться» от "советского Мордора«(тм), убедить себя в том, что в СССР ничего не могло быть хорошего, а свет исходит из Европы и США и стали плодить учащихся по болонской системе, обладающих Ай Кью болонок. А ведь в конце 50-х начале 60-х американцы перенимали у нас многие элементы и приоритеты системы всеобщего образования. И им нимало не мешала разница социально политического строя и идеологические противоречия. Нашим же реформаторам не до образования. Им важней было «интегрироваться в общеевропейский дом»: помните ещё такую мантру? Для этого нужно и СССР и неправильную Россию полить грязью в фильмах, предназначенных на получение экспортных премий и навешивание лапши на уши собственным Митрофанушкам, туда же тяготели и учебники. Мы теперь Иваны, не помнящие своего советского прошлого. Это же rason`d etre части постсоветских элит. Иначе кто они тогда? А уж в реформировании — впереди планеты всей! Но это полбеды. Беда, что часто впереди здравого смысла. А вот развить всё позитивное, что было, заимствуя и развивая лучшие заимствования. Для этого диалектику надо знать и закон отрицания отрицания, и соотношения общего, особенного и единичного. Но, похоже, всё это выкинули вместе с марксизмом и курсом марксистско-ленинской философии. Вот и плагиатим помаленьку...

Но решение этой политической задачи собственной легитимизации, основанной на разрушении СССР ставит вопрос: при чём тут собственно проблемы образования? И потребности общества и экономики. Это болонская система наплодила халтурных манагеров, экономистов и юристов c завышенными в разы, а иногда в десятки раз претензиями относительно собственного более чем скромного потенциала выпускников? Это европейские стандарты обучения или изучение иностранных языков плодят грамотеев, не умеющих без грубых грамматических ошибок написать простейшие слова? Или пестуемый социальный паразитизм под псевдонимом «успеха» и желание без напряга меть побольше, а отдавать поменьше.

В общем, проблема в том, что вместо того, чтобы самим формировать позицию в области образования, адекватную российским потребностям развития мы выбираем: у кого сплагиатить систему образования: у англосаксов или у континентальных европейцев. Интересно, наши реформаторы тоже всегда в школе и вузе списывали на контрольных у рядом сидящих отличников? Традиция, однако.

Юрий Юрьев, политконструктор:

У России своя стратегия образования, превзошедшая и прусскую, и англо-саксонскую и китайскую, что очевидно по выходу в Космос и первого спутника и первого человека. Ныне её превосходят лишь японская и южнокорейская система образования. Российскую систему образования вполне можно назвать «сталинской». И эта система была одновременно познавательной и обязующей. Оценивались не только знания, но и поведение и прилежание. Их отсутствие приводило не к телесным наказаниям, а к переводу плохих учеников в спецучреждения, без запугивания учеников хороших.

Слова Сталина: «если мы не пробежим путь в 10 лет, то нас сомнут» — касались и образования. Первоклассники начали учиться по «сталинской» системе, а через 10 лет началась война... И бывшие школьники смогли стать не только лучшими в мире воинами, но и производственниками, и учёными. А требования к ним были предъявлены «единой Европой» простые — успех или смерть. Они смогли и производить и использовать лучшее оружие в мире и сохранить себя и страну.

Ныне, при капитализме, у каждой системы образования свои лоббисты, особенно у систем образования платных, там лоббистам светят дивиденды, что их очень стимулирует вещать о пользе импорта. Но и при капитализме никуда не исчезли угрозы стране, гораздо большие, чем угрозы прикрытым океаном США. Так что логика государства состоит не в развитии лоббизма платных систем образования, а в возрождении жёсткой системы подготовки боеспособных граждан.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть