В блогосфере и социальных сетях бурно обсуждается забастовка в ФСБ из-за освобождения охранников Кадырова. Сотрудники одного из отделов центрального аппарата ФСБ отказались выходить на работу в знак протеста против освобождения из СИЗО чеченских полицейских, которые обвиняются в похищении, вымогательстве и пытках, — сообщает «Новая газета». Причиной протеста офицеров стало решение суда, который 18 марта выпустил под подписку о невыезде обвиняемых в похищении и вымогательстве чеченских полицейских, входивших в личную охрану Рамзана Кадырова.
На сайте Следственного Комитета 25 марта появилось разъяснение в связи с публикацией статьи в «Новой газете». «В связи с публикацией в сегодняшнем номере „Новой газеты“ статьи „Москва Юрт“ Следственный комитет заявляет, что некие офицеры ФСБ, обратившиеся в газету, — вымышленные персонажи автора статьи. Объяснение очень простое — никогда сотрудники ФСБ не проводили оперативного сопровождения этого уголовного дела. Оперативное сопровождение по этому делу полностью осуществляли и до сих пор осуществляют исключительно оперативники МВД».
ИА REX: Что стоит за этим событием и какие могут быть последствия?
Лев Вершинин, политолог и историк, кандидат исторических наук:
Видя, в отличие от очень многих, лес за деревьями, хочу сказать, что сюжет не просто тревожный, а очень тревожный. И вовсе не потому, что «чеченцы», «продажный суд» и т.д. Совсем не поэтому. А потому что РФ, судя по таким эксцессам, — а они знаковы! — стремительно превращается из федерации в конфедерацию. Типа ранней Священной Римской Империи, мощь и стабильность которой базировалась исключительно на взаимной лояльности Центра и «старых герцогств», когда, скажем, саксам было позволено все, а они взамен твердо держали линию императора на усмирение баварцев и откачку денег из Италии, по всем прочим вопросам руля в пределах своих земель полномочно и полноправно, вплоть до разборок по территориальным вопросам. Какое-то время такая парадигма, безусловно, обеспечивает стабильность, но чем дальше, тем меньше, роль Центра (хотя бы) как арбитра неизбежно снижается и рано или поздно, — разумеется, при активной поддержке заинтересованных сил извне, — все завершается Вестфалем.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 23.03.13 Россия сама должна обеспечить безопасность Игр в Сочи: мнения
- 04.01.13 Стоит ли ожидать серьёзной пропагандистской кампании по дискредитации Олимпиады в Сочи: мнения
- 29.10.12 Александр Юсуповский: О стратегии государственной национальной политики «по Гамбургскому счёту»
- 08.04.10 Отмена системы прикомандирования силовиков усугубит ситуацию в Чечне - эксперт
После чего великая ранее держава, de jure оставаясь, — разумеется! — в старых границах, de facto превращается из «твердой конфедерации» в «конфедерацию мягкую», то есть, конгломерат суверенных самостийностей, кое-как прозябающих под внешним управлением. Вот такая схема. С той единственной разницей, что время, ранее неспешное, ныне несется с курьерской скоростью, а значит, тормозить поезд надо даже не завтра, но прямо сейчас. И даже если машинист нажмет на рычаг, — что сомнительно, — гарантий все равно нет, потому что не поздно было еще вчера.
Из разъяснения СК РФ следует, что «Новая Газета» солгала. Не впервые, конечно, но так откровенно, как пока еще не решалась. Нагло, похабно, сознательно и, зная вегетарианский характер власти, безбоязненно. Нет, рукопожатный люд может, конечно, — и непременно будет, — яростно верить им и не верить Следственному комитету, но если речь идет о том, что «против пренебрежения итогами следствия», оказывается, выступают те, кто этого следствия не вел вообще, не верить Следственному комитету, если ты человек нормальный, нельзя. А следовательно, все рассуждения и выводы, сколь бы разумны они ни были, излишни. Нельзя опровергать то, чего не было.
А что же есть? А есть целенаправленное раскачивание общества по новому сценарию. С разыгрыванием куда более болезненной, чем всякие «права человека», многократно и многими использованной «национальной карты». Не без определённых оснований, да, но с раздуванием, — самыми «рукопожатными» СМИ заидино с самыми гнойными сетевыми отстойниками, этих самхы «определеных оснований» из крупных и гадких мух в слонов, мамонтов и давно не существующих тиранозавров-рекс. Вне зависимости от того, правда, полуправда или совсем неправда. Что, к слову сказать, подтверждают и совершенно лишенные логики истерики вокруг «дела Лотковой». Да и (сами видите) дорогой коллега Сатрап, человек, — не стоит обманываться, — в отличие от ботвы, далеко не глупый и глубоко идейный, тоже свидетельствует: главное, любой ценой завалить власть и устранить г-на Путина. И пусть даже интервенция, тоже не страшно. Массовка уже готова принять и это.
На самом деле, ничего странного. Сирия, конечно, еще не пала, но только «ещё», а кипрский кризис сорвал чеку.
Александр Юсуповский, этнополитолог, кандидат философских наук:
Во-первых, хорошо бы при рассмотрении этого вопроса получить исчерпывающую информацию, а не только ту, что утекла в СМИ. Тем более ангажированные СМИ.
С другой стороны на основании имеющейся информации, личного опыта работы, (с вышеназванной оговоркой) допускаю, что аналогичные «чудеса» вполне могли иметь место. Ибо начальство у нас, как правило, таково, что идущим сверху, кажущимся ещё более высокому начальству политически целесообразным импульсам всегда приносятся в жертву ум, работа. затраченные усилия, профессиональная честь и совесть рядовых исполнителей. То уволят честного мента, арестовавшего влиятельного мажора, то сдадут и откажутся от офицера — разведчика, исполнившего неоднозначный приказ в форс-мажорных обстоятельствах. То засудят заслуженного офицера-пенсионера или сапёра, несколько раз уже оправданного, по смехотворным обвинениям.
А унижение подчинённых в самых разных формах — это довольно укоренившееся явление в определённых кругах государственных (и не только) структурах. А в условиях массового прихода в разные госструктуры людей с военным или спецслужебным нередко единственное их профессиональное управленческое умение — это умение «строить», «докапываться». «Я начальник — ты дурак!» Нередко это путают с необходимой иногда жёсткостью стиля... Не случайно, кстати, одним из самых популярных лозунгов на демонстрациях несколько лет назад был: «Все начальники — сволочи!»
В российском госаппарате отнюдь не профессионализм и эффективность честной работы на интересы общества нередко является главным условием карьерного роста, продвижения. Конечно, в разных конторах ситуация выглядит по-разному, но существуют и общие для всего госаппарата катастрофически тревожные, на мой взгляд, тренды. Министерство, департамент, управление, отдел становятся как бы личной вотчиной начальника и ресурсом делания собственной карьеры и обустройства собственных дел и делишек. Положение же начальника, его статус, репутация, зависят не от его умения решать проблемы, ему порученные, а от умения ладить с вышестоящими. И в логике этого тренда описанный эпизод вполне мог иметь место. Как знакомо и превращение твоего труда, а тут ещё и опасного труда, в «мартышкин труд», обнуление твоих усилий, их обессмысливание. Социальные психологи не раз показывали, что для некоторых категорий людей самой тяжёлой пыткой является не тяжёлый или опасный труд, а именно труд бессмысленный. В общем, похоже, что тут начальство в очередной раз «кинуло» подчинённых, говоря на ставшем сейчас модном жаргоне. И далеко не все готовы играть отведённые им роли бессловесных шахматных фигурок.
Другой альтернативный идущей деморализации и катастрофе путь — это кадровая политика, основанная на деловых качествах продвигаемых чиновников, офицеров, работников, а не на родственных связях или личной преданности или «чего изволите». Это понимание того, что ты и твои подчинённые работают не на начальство, которое завтра может оказаться не государственным деятелем, а, допустим, подсудимым, иностранным гражданином или ещё кем. Что ты и твои люди — не винтики, а люди с совестью, умом, честью, которые «служить бы рады, прислуживаться тошно». Которым, между прочим, «за державу обидно!» У Грэма Грина есть неплохая книга — Человеческий фактор«, которая прекрасно иллюстрирует, что структура, не учитывающая гуманитарной компоненты жизни, и прежде всего, нравственно-этической миссии государственных служащих (в форме или без оной) всегда проигрывают тем силам и структурам, которые этот фактор учитывают. High-hume — гуманитарные технологии работы с людьми становятся не менее важными, а кое-где и более важными, нежели хайтек.
И, конечно же, это вопрос политический. И этнополитический. И вопрос калибра и качества личностей отбираемых в кадровой политике государства. И это уже не кадровый, лежащий на поверхности, а этический, антропологический и экзистенциальный кризис. Тем более опасный, что редко и неглубоко осознаваемый.
Михаил Беляев, политолог:
Вот и пошли первые трещинки в фундаменте государственной машины: целый отдел ФСБ объявил о забастовке. Более того, сотрудники спецслужб готовы скорее уволиться, чем снова вернуться на работу. Причиной для такого радикального решения стало освобождение «кадыровских охранников» , которые в 2011 году похитили в Москве человека и под пытками вымогали у него деньги. Сама история, которая произошла 23-го августа 2011 года, с самого начала приобрела характер громкого скандала: Чеченские полицейские, которые были откомандированы в Москву для охраны первого лица республики, решили немного поправить своё материальное положение единственно знакомым для них способом: они похитили бизнесмена и требовали у него 3 миллиона рублей, попутно избивая его ломом и насилуя бильярдным кием. К счастью бизнесмен выжил и дал показания, а самих бандитов арестовали уже через неделю.
Но, несмотря на скорый арест, расследование шло, мягко говоря, странно. Всё дело в том, что за арестованных бандитов сразу начали предлагать крупные взятки, а следователям стали угрожать. Причём угрожали им высокопоставленные персоны из силовых структур. Когда это не сработало, то для арестованных пытались сфабриковать алиби или дискредитировать свидетельские показания.
Несмотря на то, что дело было взято под личный контроль главы СК Бастрыкина, принципиального следователя довольно быстро уволили, а самих бандитов освободили из СИЗО. Причём это уже далеко не первый раз, когда фигурантов этого дела освобождают после стрельбы или «случайных смертей». В частности Зелимхан Исраилов был фигурантом целого ряда громких преступлений, расследование которых закрывали, а сам «Кадыровский охранник» раз за разом оставался при погонах и должности. Но такова плата за кавказскую лояльность. И теперь уже сотрудники ФСБ отказываются работать в условиях, когда бандиты с удостоверениями МВД и высокопоставленными друзьями, раз за разом оказываются на свободе, вне зависимости от того, что именно они совершили. Сотрудники даже подумывают сопроводить свою забастовку ещё и голодовкой, чтобы привлечь, наконец, внимание властей к этой дикой ситуации.
Собственно, что значит эта история? Да то, что возведённый в абсолют «фактор невиновности» начал напрямую разрушать саму государственную машину. Она уже просто не может работать. Все её шестерёнки заржавели от несмываемой крови, что с пугающей частотой проливают эти самые «невиновные». И даже доблестные чекисты и следователи уже не могут нормально работать: Звук капающей крови с крыш их учреждений сводит с ума местных работников. Но в Кремле на это всем плевать. В конце концов, всегда можно заменить сотрудников с так ни к месту проснувшейся совестью на более сговорчивых. К примеру, на тех же освобождённых охранников Кадырова. А что? Они-то точно забастовку объявлять не станут. И стабильности мешать не будут.
Андрей Давыдов, журналист:
Дыма без огня, как известно, не бывает, но с самого начала вся эта история сильно смахивала на подложную. Прежде всего, это совершенно не соответствовало характеру ФСБ. Наверное, там тоже могут быть протесты, но не такие простодушные, как это описано. Если бы это оказалось правдой, пришлось бы признать, что ФСБ у нас нет, а в структуры набрали кого-то из оперативников МВД, горячих, но неопытных. Хорошо, что опровержение со стороны Маркина не заставило себя ждать. И это как раз говорит о вполне адекватной оперативности наших спецслужб.
Думается, что расчёт авторов (заказчиков) провокационной сенсации строился на том, что пока «слон» повернется, его успеют как следует обглодать и перемыть ему все косточки. Однако вышло иначе. «Новая газета» в очередной раз подтвердила свою репутацию провокатора и пустобреха, в лучшем случае, трактующего повеявший дымок, как вздумается, ничего не проверяя, если только пахнет жаренным.
Юрий Юрьев, политконструктор:
А какой смысл им готовить к суду, допустим, нового маньяка Чикатило, если таковой будет выпущен судом для добычи новых органов для трансплантаций? Кроме того, офицеры свидетельствуют, что им предлагали взятки и угрожали одновременно. А это значит, что и доказанные обстоятельства по коррупции и угрозам — суд не примет во внимание. Впрочем, уже не принял. Угрозы остались в силе.
В таком случае нужно готовиться обеспечить собственную безопасность, раз уж государственная машина не работает. Это вполне логично и осуществляют офицеры, семьям которых угрожали. И угрожали не одиночки-маньяки, а вполне боеспособные и организованные военнослужащие, привыкшие к безнаказанности не только убийств, но и массового геноцида, который почему-то прощён экс-Ичкерии Путиным, что не прибавляет ему симпатий. Это событие гораздо важнее, чем все эти митинги протеста и одобрения. Война пришла уже в Москву, и власть сдаёт своих же защитников ради неких «олимпийских» соображений. В нормальных странах за одну угрозу офицеру — никаких подписок о невыезде, только пребывание под стражей, а за вторую — в карцере. В России же, дескать, олимпиада важнее, и угрожавшие коррупционеры, явно способные к насилию, неким судиёй признаются безопасными. Это — эпидемия слабости всех правоохранительных структур. И ещё до всякой Олимпиады может произойти крах государственности.
Комментарии читателей (0):