Кремль собрался бороться с «клановостью» среди высших чиновников. Администрация президента будет пресекать случаи назначения на высшие государственные должности родственников высокопоставленных чиновников. Это коснётся как столичных, так и региональных назначений, сообщают «Известия» со ссылкой на источник в АП. По словам собеседника издания, такому решению предшествовало назначение сына самарского губернатора, бывшего главы Мордовии Николая Меркушина вице-премьером республики. Отныне чиновнику, если он лоббирует назначение на должность своего родственника, придется объяснять конкурентные преимущества соискателя. Распоряжение следить за назначениями родственников (как близких, так и дальних) должностных лиц получили кадровые службы министерств и ведомств. Отметим, что единого мнения по этому вопросу не сложилось. Пресс-секретарь президента РФ Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что «клановость» является одной из причин коррупции, однако в нашей стране эта проблема не столь остра. А депутат Госдумы от «Единой России» Руслан Гаттаров отметил: «Если высокопоставленный родитель решил сделать сына управленцем, значит, он имел на то основания».
ИА REX Сам факт констатации проблемы и желание её решить говорит о готовности власти «самоочищаться»?
Юрий Юрьев, политконструктор:
При советской власти были две интересные тенденции, были запрещены «кумовство» и «мужеложество». В результате было сложно создавать семейные кланы во власти, начало их создания могло стать концом карьеры для создающего клан. Но всё равно были «этнические мафии» от безобидных «земляков», и до таких же слаженных сообществ, как сицилийцы в США. И когда их нужно было снести, могла быть запущена версия, что эти люди — гомосексуалисты, что автоматически отторгало от них и общество и переводило их в низшую категорию криминалитета. И всё же — и кланы были, и дипломы покупали, и СССР развалили, а теперь — довольны, что в Азербайджане Алиев унаследовал власть Алиеву и никто стране всерьёз не угрожает. Не будет «землячеств», «этнокриминала», «геев и гейш», так будут иные формы взаимоподдержки за рамками закона, подобно «днепропетровскому клану» Брежнева. Нужен закон, который бы включал в свои рамки всё, что возможно в принципе изобрести с целью отчуждения власти и собственности, а кроме теории нужны «учёт и контроль», как обосновывал ещё Ленин. А таковые невозможны, пока не будет «товарища Маузера» у каждого законопослушного гражданина, с целью самообороны как раз от объединяющих усилия против него, законопослушного. Без этого вот права гражданина на самозащиту, власть будет просто «суперкланом», как когда-то монархия, или потом — партия, и в интересах власти будет плодить подчинённые кланы, а чтобы их легче было прихлопнуть — заведомо их криминализуя.
Сергей Сибиряков, политолог, координатор международной экспертной группы ИА REX:
Клановость получила большой импульс для своего развития в результате ликвидации советской власти, руководящей роли КПСС и мощной системы государственного подавления «пережитков» прошлого. Возникшую пустоту и заполнили архаичные социальные и культурные формы, доминирующие сегодня «от Москвы до самых, до окраин..».. На данном этапе развития клановость на постсоветском пространстве характерна не только для России. На окраинах бывшего СССР клановость приобрела формы трайбализма. Применяемый ранее в основном для описания явлений родоплеменного уклада африканских стран термин трайбализм становится все более популярным, как «трайбализм обездоленных», обозначающий процесс формирования новых общностей с архаическим укладом хозяйства, включающего криминальные промыслы и паразитические формы существования.
Напомню, что российский политолог, кандидат политических наук Дмитрий Цыбаков в статье «Влияние традиционных форм милитаристской самоорганизации населения на эскалацию межнациональной напряженности в современной России» отмечает противоречивые, носящие характер военно-политического и этнополитического противостояния процессы, охватывающие все новые регионы Российской Федерации, могут трактоваться как столкновение Российского государства с этноконфессиональными сообществами, принадлежащими к другой цивилизации. По его словам, исторический опыт доказывает, что в случае ослабления дееспособности институтов государственной власти «наездничество», «абречество» и аналогичные явления в проблемных районах, например, на Кавказе, возрождались, дополняясь более современными атрибутами (аферы с авизо, теневой нефтяной бизнес, торговля оружием и прочее). «Отсутствие рациональной государственной стратегии по отношению к проблемным регионам на практике приводит к экспорту воинствующей архаики, доказательством чего выступает распространение межнациональной напряженности в районы, прежде отличавшиеся высоким уровнем этнической толерантности (так называемый „феномен Кондопоги“)», — отмечает Цыбаков.
Чтобы реально бороться с клановостью и трайбализмом, как её крайней степенью в отдельных национальных регионах РФ, по мнению эксперта Павла Крупкина, выраженному им в монографии «Россия и Современность: Проблемы совмещения», необходим запуск проекта создания нации. «Для этого требуется: согласовать приемлемую для всех модель общего блага, на основе которой создать общий пантеон „богов“ общества, включающий систему ценностей, единую для всех в своем высшем разряде; заложить пространство публичной политики для делиберации интересов различных социальных агентов и их конфликтов», — считает эксперт.
Комментарии читателей (0):