Турция начала масштабную переброску вооружений к сирийской границе. На границу, как сообщают иностранные СМИ, были перемещены истребители ВВС Турции, танки, артиллерия и ракетные системы залпового огня.
ИА REX: Учитывая, что ранее Турция заявляла о том, что военная активность возле турецкой границы будет рассматриваться, как угроза и законная цель турецких военных сил, какие эта переброска может иметь последствия и каковы её причины? Возможно ли вторжение сухопутных турецких войск на территорию Сирии?
Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:
Хочешь есть, — помогай готовить. Эта гитлеровская формула полностью применима и к современной Турции, которая сегодня играет роль тех небольших стран, которые рвали, по бокам, куски от Чехословакии в конце 30-х годов прошлого века. Следовательно, Турцию ждёт та же участь: она автоматически встанет в очередь на убой на следующем этапе глобального передела, когда, со своими запросами, станет лишней на Большом Кавказе.
Однако экскурсии в прошлое ещё никого и никогда не останавливали, поэтому Турция пройдёт до конца тот же путь, как когда-то Венгрия или Польша. Анкара вполне может повторить судьбу Варшавы, стёртой «до десён».
Франция, Германия или Италия явно не собираются повторять свой ливийский подвиг в случае с Сирией. Саудовской Аравии и в целом ЛАГ воевать здесь тоже не с руки. Поэтому — Турция. Сбитый турецкий самолёт своевременно и очень качественно озлобил Анкару против Дамаска, теперь должны быть и другие провокации со стороны, которые укрепят турецко-сирийское противостояние.
Анкара должна понимать, что фактор Башара Асада является прикрытием и для неё тоже. Когда не будет Асада, Турцию уже ничто не застрахует от курдского взрыва. Тема создания Курдистана — наиболее лёгкий путь к дестабилизации Турции после убоя Сирии, здесь даже не надо ничего придумывать. Поэтому Турция должна с максимальным изощрением Асада защищать, а не подставлять ему ногу. Асад выгоден не России, а Турции. Можно только удивляться творческой изощрённости Вашингтона, который смог так эффектно обмануть Турцию.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Курдский вариант встанет и на российскую повестку дня, когда падёт режим Башара Асада. В противном случае, в обозримом будущем России придётся вводить в бой уже своих собственных солдат — причём не по просьбе США, а в силу жестокой необходимости.
Интересно уже сейчас прикинуть, кто может сыграть роль Турции в антииранской кампании. На эту роль напрашивается Грузия, но у неё нет, ни нужного веса, ни территории, по сравнению с той же Турцией — разве что в союзе с Азербайджаном.
Ростислав Ищенко, политолог, президент Центра системного анализа и прогнозирования:
Да, возможно. Сирию явно собираются додавливать, а организовать несколько провокаций, чтобы оправдать вторжение, несложно. Очевидно, ключевую роль в данном случае играет неспособность Асада подавить мятеж и закрыть границы для проникновения наёмников и поставок оружия мятежникам.
Связанность армии на внутреннем фронте ослабляет её способность противостоять внешнему вторжению, а неспособность режима в течение более чем года стабилизировать ситуацию, несмотря на широкомасштабное применение вооружённых сил, демонстрирует его относительную слабость и неустойчивость.
Решающим моментом в принятии решения об открытой военной интервенции будут: — наличие у Турции уверенности в достаточном снижении военного потенциала Сирии (для того, чтобы война не затянулась долго и не привела к большим потерям вооружённых сил Турции); — уверенность турецкого руководства в своей способности контролировать собственные приграничные провинции (населённые курдами); — гарантия того, что на стороне Сирии не выступит Иран; — готовность Турции таскать каштаны из огня для США и Саудовской Аравии.
Последнее особенно важно, поскольку как бы ни сложилась для Турции ситуация с вторжением в Сирию (даже если будет достигнута быстрая и лёгкая победа), в политическом плане Турция проиграет (арабы ей не доверяют, Иран будет настроен враждебно, отношения с Россией и Китаем тоже охладятся), а зачищённую ею площадку займёт королевство Саудитов и стоящие за его спиной Соединённые Штаты. Фактически, втягиваясь в конфликт с Сирией, Турция выводит США и ближневосточного цугцванга, принимая на себя все негативные последствия военного решения сирийского вопроса.
Михаэль Дорфман, писатель (Нью-Йорк, США):
Зачем туркам вторгаться в Сирию? Достаточно предоставить повстанцам стратегический тыл и возможность действовать с территории Сирии. Вторжение не особо нужно. Сирийская армия — идеальная цель для современной электронной войны, типа той, как американцы вели в Ираке. Это старомодная армия советского типа, израильтяне с лёгкостью глушат коммуникации их авиации, и координацию наземных сил. Скорей всего в Турции тоже есть необходимые средства, а если нет, то скоро появятся. Гражданская война разгорается сама по себе. Вчера в Турцию перешла большая группа сирийских военных во главе с генералом.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Если бы Турция всерьёз опасалась Сирии, то не придвигала бы войска к границе, поскольку они могут оказаться жертвой упреждающих ударов, успешность которых уже доказывал Израиль. У Турции достаточно земель, чтобы обеспечить стратегическую глубину обороны и не подставлять войска под удары. Турция, откровенно говоря, подставляет своих военных вместо того, чтобы маскировать их. И военные прекрасно видят, что их подставляют. Теперь интересно, стерпят ли военные это стремление их истребить в ситуации, когда для Турции нет никакой угрозы от Сирии, но есть угроза от сирийских боевиков, что могут закатиться пограбить Турцию. Пока ситуация — просто международный пиар и межгосударственная возможность торга за весомые блага для Турции. Но риски — есть.
Для полного понимания ситуации в восточных странах всегда нужно смотреть и на внутреннюю борьбу их политических сил. Движение войск Турции может быть выгодно самим военным, чтобы получить больший контроль над политикой в Турции, отодвинув от верховной власти мусульман. Мусульмане опасны для военных, поскольку мусульмане претендуют на лидирующую роль Турции во всём мусульманском мире, а военным платить за это кровью. Мусульмане опасны для военных и тем, что в Египте на выборах победили мусульмане и подчинили военных, и более того, дают свободу исламистским радикалам, давним недругам военных. Но военным может быть и не нужна масштабная война, поскольку она вызовет и рост курдского сепаратизма, и физическое уменьшение численности собственно военных, и вообще возможность исламистской экспансии в Турции с задвиганием военных из правящей касты в обслуживающий персонал.
Поэтому прогнозировать в существующих условиях возможно героическое и пафосное отстаивание Турции на собственных границах без вступления в войну. Но если найдётся игрок, что сумеет эффективно обстрелять войска Турции с территории Сирии, то войска могут рвануть вперёд. На этот сценарий даже есть прогноз, что в этом случае войска Турции могут схлестнуться в Сирии с войсками Израиля и вызвать глобальную войну.
В Пакистане случилось нечто подобное, после того, как войска США убили обстрелявших их пакистанцев, отношение Пакистана к США резко изменилось, пусть и без перенаправления ядерного оружия Пакистана в сторону союзников США, но с возможностью его переориентирования под контроль иранских исламистов.
Роман Лискин, журналист:
Да, в очередной раз США хочет всё сделать чужими руками. Турция — член НАТО и подчиняется верховному командованию НАТО, где превалирует США. Несмотря на стандарты НАТО, Турции чрезвычайно невыгодно конфликтовать с Сирией. Это спровоцирует конфликт с курдами, которые почувствуют удобный момент для развязывания конфликта. И всё дело в Сирии, где процесс смены власти стал очевидностью, даже для России. Если они действительно усвоят эту простую истину, то никакая самая заковыристая и цветистая болтовня не заставит их по-прежнему мириться с властью людей, которые не являются добровольно и без всякого принуждения выбранными ими. Остаётся опираться на прямое насилие. А это не может продолжаться долго. Уверен, что Турция в преддверии выборов угрожает войной Сирии без особого желания, скорее из-за оскорбленного самолюбия.
Андрей Давыдов, журналист:
На мой взгляд, турки всё-таки больше имитируют военные приготовления. С одной стороны, под давлением Запада изображая готовность нанести удар по Сирии, а с другой — для внутреннего пользования — демонстрируя решительность в защите своих границ. Если Сирия сбила турецкий самолёт, она в своих агрессивных намерениях, дескать, может пойти и дальше. Смотрите, у турецких границ уже замечены сирийские вертолеты и вообще подозрительная активность.
Активность, разумеется, есть. Ведь из Турции на территорию Сирии забрасываются всё новые боевики, которых пытаются не пропустить вглубь страны. Таким образом, преследуется ещё одна задача — заставить сирийцев отойти подальше, чтобы не спровоцировать ненужную им войну, и расчистить поле для дальнейшей переброски диверсантов.
В Анкаре не могут не понимать, что война с Сирией может оказаться тяжёлой, если не губительной (учитывая внутренние проблемы Турции), но от Запада она дождётся в основном только моральной поддержки. В конце концов, у турок должна быть историческая память. Однако это, конечно, не гарантирует от того, что Турция не будет втравлена в войну. У Запада на это тоже большой опыт...
Андрей Куприков, политолог, сопредседатель Волгоградского регионального отделения «Деловой России»:
То, что конфликт и наземная операция состоятся, сомнений не вызывает, вопрос только во времени и в том, чьими руками это будет сделано. Турция — самый подходящий вариант. Для чего тогда войска подтягивать? Ну не пугать же Асада?! Скорее всего, в ближайшее время стоит ожидать некой провокации на границе, которую канал BBC начнет «транслировать» ещё до её начала. Потом массовая истерия и начало полномасштабной военной операции.
Сергей Сибиряков, политолог, координатор международной экспертной группы ИА REX:
Полномасштабной войны до окончания избирательной кампании в США не будет. Но будет нагнетаться обстановка, осуществляться мелкие провокации на границе, продолжится дипломатическое и экономическое (за счёт колебания цен на нефть) давление на Россию с целью принудить её оказаться от ветирования нужной США резолюции в Совбезе ООН. В конце концов, или будет война через 5-6 месяцев или Асада заставят отказаться от власти и уехать в другую страну.
Комментарии читателей (0):