Инициатива ИА REGNUM о введении Дня памяти жертв нацизма и коллаборационизма вызвала неоднозначную оценку членов Общественной палаты РФ. Учитывая, что под обращением, которое было направлено Дмитрию Медведеву, подписались более 10000 человек, Общественная палата Российской Федерации провела общественную экспертизу об установлении памятной даты. По её результатам принято заключение, в котором говорится о «целесообразности» изменения формулировки самой памятной даты и дня. ИА REX является коллективным подписантом обращения об установлении Дня памяти жертв нацизма и коллаборационизма. Эксперты прокомментировали необходимость установления Дня памяти жертв нацизма и коллаборационизма.
Ростислав Ищенко, политолог, президент Центра системного анализа и прогнозирования:
Я не понимаю, как можно осуждать нацизм, не упоминая о коллаборационизме. Во-первых, коллаборанты, как правило, разделяли идеологию нацизма либо, по крайней мере, заявляли о том, что они её разделяют. Следовательно, они были такими же нацистами. Во-вторых, с точки зрения формальной политической логики, оспариваться может осуждение нацизма, но никак не коллаборационизма. Нацизм может защищаться, опираясь на формально правильное заявление Молотова, эпохи советско-германского сближения. Напомню, что тогда зампред совнаркома и нарком иностранных дел СССР заявил, что идеологию осуждать нельзя и нельзя вести борьбу с идеологией. Теоретически это так и есть — человек имеет свободу совести и окружающие не вправе осуждать его идеологический выбор. Есть однако людоедская политическая практика нацизма, за которую он собственно и осуждается. То есть, человечество имело возможность эмпирически убедиться в пагубности нацистской идеологии.
Впрочем, защитники нацизма, пользуясь формальной логикой, и здесь могут найти аргумент в свою пользу, обратив наше внимание на то, что бесчеловечная практика инквизиции или антисемитизм (доходивший до геноцида) средневековой испанской монархии, не служат аргументом против сегодняшней католической церкви, как не является аргументом против ислама агрессивный антисемитизм большинства исламских стран.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Таким образом, осуждение нацизма является результатом нравственного выбора индивида и аналогичного общественного выбора, но не может быть логически безупречно обосновано. В отличие от случая с нацизмом, осуждение коллаборационизма не только предмет указанного нравственного выбора, но и логически и юридически обоснованно. Коллаборант — предатель, изменивший Родине. Во все века именно измена считалась одним из страшнейших преступлений и наиболее жёстко каралась. И это понятно, ведь люди сбиваются в общество и создают государство для повышения своего комфорта и безопасности. Изменник же, угрожает именно комфорту и безопасности государства и общества в целом, то есть каждому его члену.
При этом страшно не так то, что изменник ослабляет силы своего общество и усиливает врага, как то, что он обманывает доверие. Между тем, человеку, как и обществу в целом, для нормального функционирования необходимо иметь точку опоры, каковой и является доверие. Отсутствие доверия ведёт к неизбежности войны всех против всех, ведь не доверяя окружающим, я предполагаю, что они могут покуситься не только на мои интересы, но и на жизнь, а, значит, получаю моральное право на принятие превентивных мер, проще говоря на упреждающее убийство. По существу, покушение на доверие, является покушением на общество, ибо ведёт к его деструкции.
Поэтому предатель всегда был хуже врага. Со вчерашним врагом сегодня можно заключить мир, а завтра даже союз. Фашистские режимы в Испании и Португалии сохранили свою легитимность в глазах мирового сообщества (они даже бойкоту не подверглись) вплоть до средины 70-х годов (когда разрушились в силу внутренних причин) только за счёт того, что не приняли участия во Второй мировой войне. А вот полковник Квислинг был казнён, а маршала Петена, который, в отличие от Квислинга, получил власть законным путём, от казни спасла лишь глубокая старость. Но умер он в тюрьме, отбывая пожизненное заключение.
Поэтому, осуждать нацизм, но «не замечать» коллаборационизм — верх даже не цинизма, но политической глупости. Это значит, что потенциальные коллаборанты, заранее получают от общества индульгенцию. Современные фашисты в большинстве случаев стесняются называть себя фашистами именно потому, что фашизм осуждается всем человеческим обществом, как идеология позорная, не достойная цивилизованного человека. Сегодня лучше быть людоедом, чем фашистом. И это серьёзно сдерживает распространение фашизма: фюрер, стесняющийся признаться в том, что он фашист — не совсем полноценный фюрер, а кто же захочет подчиняться неполноценному? Так неужели мы хотим, чтобы слово коллаборант звучало гордо? Мне представляется, что в России и так достаточно много людей, которые не стесняются публично признавать свою враждебность собственному государству и народу и желать им скорейшей гибели. Отказавшись от осуждения коллаборационизма в одном ряду с фашизмом, государство признаёт правоту этих своих врагов. Уцелеет ли государство перед врагом, быть которым модно, престижно, доходно и безопасно?
Сандра Новикова, журналист и блогер:
Необходимость в установлении Дня памяти жертв нацизма и коллаборационизма есть, я поддерживаю идею ИА REGNUM и понимаю, почему агентство предложило установить такой день, и почему так называемой «Общественной палате» эта идея не понравилась. Но если бы я даже не понимала, где тут собака зарыта, я бы сказала так: "Послушай Общественную палату — и сделай наоборот". А в том, что нельзя приравнивать нацизм к коллаборационизму общественная палата права. Ибо нацисты были врагами, а коллаборационисты — предателями. Предатель достоин большего презрения, чем враг.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Эта памятная дата необходима, возможно, с иным названием, гораздо более актуальным. Перед тем, как поговорить о названии, хотелось бы предложить подумать о нацизме, как многовековом явлении — колониализме и рабовладении. Именно при колониализме и рабовладении сначала, а нацизме уже потом, как суммирующем подавление народов понятии.
Вся история человечества была попытками унижения окружающих по любым признакам, включая религиозные, территориальные, этнические и, конечно же, национальные. Геноцид был нормой и гордостью, к примеру, бриттов доблестно резали сарматы под руководством Артура и стали первым рыцарством, потом пришли саксы и доблестно резали, потом норманны, в общем — вся история была «нацизмом» с древних веков. Теперь это явление пытаются свести к действиям лишь рейха, который был лишь одним из наследников всемирного и постоянного нацизма. Параллельно наследником нацизма была и Англия. Наследником и культурным, и моральным, и конечно же, финансовым. «Холокосты» множества народов отлились золотом, которое перетекало в Великобританию.
Мало кто заметил, что США заставили Англию расстаться с колониями перед тем, как открыть «второй фронт», хотя счёт освобождённых от «расовых теорий» Атлантической Хартией народов был на миллиарды. США это делали совместно с Советским Союзом, что тоже мало отражено в истории, в частности, СССР самостоятельно демонтировал в 1943 году Коминтерн, поскольку Запад начал политически и наглядно отказываться от нацистского насилия и колониализма.
Соответственно, СССР и США во время Второй мировой войны выступили в качестве военных союзников по ликвидации «расовых теорий», и, конечно же, опиравшегося на таковые нацизма. Где нацизм был кульминацией многовекового захватническо-оккупационного колониализма, свойственного все века всем народам мира, но реализованного в наивысшем масштабе европейцами. Поэтому будет целесообразно эту памятную дату рассматривать во всемирном масштабе, как: «День памяти жертв нацизма и колониализма». Всех жертв нацизмов и всех колониализмов. Чтобы впредь не было жертв.
Комментарии читателей (0):