«Времена, когда задачи развития государства были выше интересов человека остались в прошлом. По областному закону наш уполномоченный по правам человека минимально зависит от органов власти. Мы готовы принимать от граждан и напористую критику, и рекомендации, но хочется, конечно, побольше конструктива», — отметил на открытии Дома прав человека губернатор Воронежской области Алексей Гордеев. О работе областного уполномоченного по правам человека в интервью ИА REX рассказала омбудсмен региона, доктор юридических наук, заведующая кафедрой конституционного права России и зарубежных стран юридического факультета Воронежского госуниверситета, директор ГУ «Институт регионального законодательства» Татьяна Зражевская.
ИА REX: Татьяна Дмитриевна, в чём основная цель работы уполномоченного по правам человека?
Главная цель — защищать конституционные права и свободы граждан страны и, в частности, жителей Воронежской области от нарушений и произвола со стороны чиновников органов государственной власти и местного самоуправления. Граждане к нам могут обратиться по вопросам восстановления нарушенных прав человека, обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека на территории Воронежской области, и защиты права их реализации. Собственно деятельность уполномоченного по правам человека включает в себя следующие аспекты: восстановление нарушенных прав, выездные мероприятия, правовое просвещение, совершенствование законодательства, научная деятельность, взаимодействие с государственными органами, взаимодействие с гражданским обществом и взаимодействие со СМИ.
ИА REX: С какими трудностями приходится сталкиваться в вашей работе?
Отсутствие федерального законодательства, регулирующего основы деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте РФ. Это порождает отсутствие ответственности федеральных органов государственной власти за невыполнение требование регионального уполномоченного.
ИА REX: Насколько независимой Вы себя чувствуете от органов власти? Оказывает ли руководство области поддержку в вашей работе?
Ощущение независимости обусловлено Конституцией РФ и законами страны. Но какгосударственный орган без поддержки руководства области мы бы даже не смогли начать работу — ведь в других регионах, например в Саратовской и Свердловской областях, подобная служба существует более 15 лет! В Воронеже намбыло предоставлено исторической здание XIX века (ул. Пушкинская, 12), где создан Центр защиты прав человека, единственный в России, который под одной крышей объединил уполномоченного по правам человека, уполномоченного по правам ребёнка и общественную палату Воронежской области. Это позволило объединять усилия трёх структур по защите прав человека.
ИА REX: Как происходит взаимодействие между службой, правоохранительными органами и властными структурами?
Взаимодействие с органами государственной власти Воронежской области и муниципальными образованиями происходит на основе областного закона № 66-ОЗ «Об уполномоченном по правам человека в Воронежской области», в котором предусмотрены статус и формы деятельности. С территориальными органами федеральных органов государственной власти заключаются соглашения о взаимодействии — их уже более 20 (с прокуратурой, УФСИН, УФСМП и др.). Соглашениями установлен порядок разрешения всех ситуаций, с которыми сталкиваюсь я как уполномоченный, при разборе обращений граждан.
ИА REX: Каков порядок обращения граждан к уполномоченному по правам человека?
Граждане могут обращаться лично и по почте. Также к нам можно обратиться и через интернет, отправив письмо на наш электронный адрес. Только за 2011 год к нам лично обратились 464 человека, по почте — 119, используя электронную почту — 11. В целях повышения эффективности обращения к уполномоченному к заявлениям (жалобам) необходимо прикладывать имеющиеся копии документов, подтверждающих ваши права, факты их нарушений, а также ответов органов власти, судов и т.п. на ваши обращения.
ИА REX: Сколько обращений от граждан зарегистрировано за период вашей деятельности?
Порядка 1200 обращений. Из них в 44% случаев обращений заявителям были разъяснены их права, в 12% — установленные законом права не были нарушены, а 3% обращений не относились к нарушению прав человека
ИА REX: Какие обращения чаще всего поступают на имя уполномоченного?
Наиболее часто жители региона прибегают к помощи омбудсмена для решения социальных вопросов — например, улучшения жилищных условий малоимущих семей. Много обращений поступает из мест лишения свободы, часты обращения по поводу работы судов и правоохранительных органов (полиции). В целом, среди обращений лидируют жалобы на нарушения прав на жилище, на социальное обеспечение, на соблюдение трудового законодательства, на нарушения прав частной собственности и её наследования. Больше всего обращений поступает от пенсионеров, ветеранов и инвалидов. По количеству обращений лидируют Воронеж, Новоусманский и Семилукский районы.
ИА REX: Какие права чаще всего нарушаются в нашем регионе? В чём причины?
Чаще всего в регионе нарушались социальные и экономические права (соответственно 49% и 33%). Среди них лидерами по нарушениям стали: право на жилище (20%), право на социальное обеспечение (18%), право частной собственности (14%), трудовые права (7%). Жалобы на нарушения гражданских и политических прав составили в общей сложности 11%, а личностных — 7%.
ИА REX: Что такое Дом прав человека?
Это объединение некоммерческих общественных организаций, в той или иной степени занятых в сфере защиты прав человека. Дом прав является объединением без образования юридического лица. Создание Дома прав стало шагом к повышению эффективности работы правозащитных организаций Воронежа.
ИА REX: Как этот Дом прав работает? Каковы цели создания такого объединения и круг решаемых им вопросов?
Дом прав человека, иначе «Центр защиты прав человека» — территориальное объединение, созданное для лучшего взаимодействия трёх региональных правозащитных структур. Целью его создания является содействие улучшению ситуации с соблюдением прав человека в Воронеже; укрепление системы общественной защиты фундаментальных прав человека и развитие правозащитных институтов; координация действий гражданских организаций по защите прав человека в регионе и за его пределами; сотрудничество с различными органами власти (в том числе правоохранительными и судебными), адвокатским и академическим сообществами в сфере защиты прав граждан; солидарные действия по взаимной помощи и поддержке правозащитных и гражданских организаций, а также содействие просвещению в сфере защиты и соблюдения прав человека.
ИА REX: В каких случаях уполномоченный по правам человека может реально помочь гражданам, а в каких предпочтительнее обратиться к другим институтам?
Гражданам помогают уполномоченный и его аппарат после того, как они не смогли добиться защиты в других органах.
ИА REX: Каковы Ваши ближайшие планы в должности омбудсмена Воронежской области?
Мы, безусловно, планируем расширить формы и географию приёма обращений граждан. Также в ближайших планах — организация и развитие системы мониторинга соблюдения прав человека на территории Воронежской области с привлечением общественных помощников, средств массовой информации. Очень важное направление работы — укрепление контактов с экспертами и представителями общественных организаций для совместного влияния на правоприменительную практику по нашим вопросам. И, конечно, мы будем совершенствовать формы взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления — последнее особенно важно, поскольку из муниципальных районов поступает немало обращений. Кроме того, уже сейчас очевидно, что необходимо уделять внимание правовой грамотности граждан. Это, конечно, достаточно фундаментальная задача, которая требует комплексного решения, но мы считаем своим долгом сделать всё от нас зависящее для её решения.
ИА REX: Какие меры, на ваш взгляд, могли бы повысить эффективность деятельности уполномоченного по правам человека?
Необходимо совершенствование федерального и областного законодательства. Например, внесение поправок в принятый 30 июня 2010 г. Закон Воронежской области «Об уполномоченном по правам человека в Воронежской области» (ОЗ-66). Уже очевидно, что в документе необходимо расширить формы реагирования в случае установления уполномоченным факта нарушения прав человека. Далее, необходимо ввести административную ответственность за воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по правам человека. Это значительно повысит эффективность работы такого важного института.
Комментарии читателей (0):