Российская армия формируется из самых бедных призывников: мнения

Обороноспособность РФ сможет улучшить только профессиональная армия: эксперты
7 июня 2012  11:26 Отправить по email
Печать

Благодаря принятию Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „Об образовании“ в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий», отсрочку от армии смогут получить и студенты дистанционной формы обучения. Документ гласит: «При реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования». Уже сегодня стоимость дистанционного обучения по отдельным специальностям начинается с 27 тысяч рублей в год. Вполне предсказуемый результат — число уклонистов «по закону» возрастёт.

ИА REX: В РФ за чертой бедности находится 26% семей. Хватит ли их сыновей, чтобы набрать призывников в армию?

Ростислав Ищенко, политолог, президент Центра системного анализа и прогнозирования:

Большую часть истории человечества профессиональная армия демонстрировала своё превосходство над гражданским ополчением. Фактически лишь один период с рубежа XV, XVI веков (конец средневековья) до начала XX века «любители» превосходили профессионалов на полях сражений. Это было вызвано тем, что овладение огнестрельным оружием (от мушкета до скорострельной винтовки) происходило быстро (сносного солдата можно было обучить за месяц) и не требовало каких-либо особых навыков. При этом мушкет, винтовка, револьвер уравнивали на поле боя вчерашнего призывника и посвятившего жизнь армии профессионала. Обоих можно было подстрелить примерно с равной успешностью. В результате произошёл достаточно быстрый переход к массовым армиям, комплектовавшимся по призыву или на основе рекрутского набора, а судьбу войны стали решать «большие батальоны» насильно мобилизованных «любителей», руководимые немногочисленными профессионалами.

Однако уже в начале XX века ситуация начала меняться. Массовые армии ещё господствовали на полях сражений, но они уже не могли воевать и побеждать без специалистов-профессионалов, способных обслуживать и использовать танки, самолёты, боевые корабли и т.д.

С усложнением техники, увеличивалась и необходимость профессионализации армии. Некоторое время её пробовали решать за счёт привлечения в качестве солдат срочной службы гражданских специалистов, но сейчас уровень используемых технологий возрос настолько, что полноценного солдата создать из призывника невозможно. Общество вновь возвращается к профессиональной армии.

Но в такой армии служба должна быть престижной и высокооплачиваемой, такая армия будет привлекать в свои ряды элиту общества. И рано или поздно такая армия поставит вопрос о власти, ведь, если в её рядах сосредоточен цвет общества — интеллектуальная и профессиональная элита, то почему элитой должен управлять кто попало. Кстати, во всех обществах, защищаемых профессиональным военным сословием, именно это сословие контролировало политическую власть и именно к этому сословию, как правило, принадлежали представители интеллектуальной и культурной элиты.

Поэтому, думаю, что проблема нехватки призывников для российской армии постепенно рассосётся с изменением сути армии, метода её комплектования и её места в обществе. Это не произойдёт одним скачком. Изменения будут нарастать незаметно, годами и десятилетиями, но уже родившееся сейчас поколение будет жить в ином обществе с иной армией. Если, конечно, сегодняшнее уходящее общество, погибающей кредитной экономики не устроит на прощанье гигантский фейерверк, призванный списать все его лопнувшие финансовые пузыри.

В таком случае, у следующего поколения не будет никакого общества и никакой армии, будут только отдельные малочисленные стаи выживающих. Но, и в этом случае, по вполне очевидным причинам, вопрос комплектации российской армии и нехватки призывников будет снят с повестки дня.

Алексей Дубинский, политконсультант:

Новость хорошая. Теперь серьёзно уменьшатся непроизводительные расходы. Понизится уровень коррупции.

Сейчас в вузах на контрактной основе обучается множество студентов, которые с учёбой не справляются. Каждую сессию получают заветные тройки на пересдачах. Результат обучения — диплом. Ни знаний, ни умений, ни навыков, ни компетенций. Работать по специальности они не будут. Несколько лет жизни потрачены впустую — лишь бы не попасть под призыв в армию. Теперь у таких студентов станет больше времени чтобы заниматься чем-то полезным, находить реальную работу и своё место в жизни.

Вузам на первый взгляд снижение доходов не выгодно, однако это возможность получить более высокий средний уровень студентов, поднять планку требований, и в перспективе — повысить престиж отечественного образования. Огромный толчок развитию дистанционного обучения, техническая база давно уже есть и пора догонять ведущие западные вузы.

Минимальная стоимость одного года дистанционного обучения примерно совпадает со среднемесячной зарплатой по РФ. Теперь даже в небогатых семьях будет возможность оплатить высшее образование (пусть и не самого высокого качества). Значительно меньше станут доходы всевозможных взяточников, к которым обращались призывники, не поступившие в вузы.

Армия будет получать меньше призывников, значит, потребуется больше контрактников — а это и новые рабочие места, и повышение уровня доходов военнослужащих. Современной армии нужны квалифицированные и опытные специалисты, которыми могут быть только профессионалы-контрактники. Изменение структуры комплектации армии (до 80-90% контрактников) давно запланированы и неоднократно были объявлены Медведевым и Путиным.

Итак, налицо реальный пример позитивных эволюционных изменений, затрагивающих широкие слои общества.

Ефим Андурский, правозащитник:

Можно на законных началах «откосить» от армии, поступив в вуз. Есть и более простой способ: купить военный билет. Но если одни призывники платят деньги за учёбу или за военный билет, то другим приходится идти в армию, будучи порой непригодными к военной службе. К примеру, пять лет кряду призывная комиссия военкомата Республики Татарстан признавала Альберта Валиуллина негодным к службе (он страдает достаточно серьёзными недугами). И вот, несмотря на отсутствие положительной динамики состояния здоровья, наконец, признала его годным. Альберту Валиуллину, возможно, показана хирургическая операция по удалению межпозвоночной грыжи. Это покажет обследование. Но, как я думаю, операция показана и Российской армии, которой давно пора перейти на контрактную основу. Так, не лучше ли содержать компактную, боеспособную армию, состоящую из профессионалов, чем призывать не вполне здоровых юнцов, обрекая их на дедовщину и прочие армейские «прелести»?

Андрей Куприков, политолог, сопредседатель Волгоградского регионального отделения «Деловой России»:

Чем дешевле образование, тем больше в стране неучей и меньше солдат. Выход один: делать службу в армии престижной и обеспечивать её различными преференциями. Очень действенными, по мировому опыту, являются оплата будущего образования и социальные гарантии по жилью.

Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):

В США в армию идут по доброй воле и почему-то хватает. Если отойти от концепции «народной армии», она же «школа жизни», то можно. Ну и если ограничиться оборонной достаточностью, а не быть к каждой бочке затычкой: пусть иранцы свои заморочки со Штатами сами решают полюбовно, не имея в виду российскую военную мощь.

Нестор Комарницкий, финансист и IT-менеджер:

Сыновей 26% населения для призыва не хватит, независимо от достатка этих 26%. Нужна программа по обеспечению перспективности и престижности службы в армии, при этом с наведением порядка в самой армии.

Ирина Мороз, специалист в сфере маркетинга и PR:

Отношение к принудительной службе в армии в России, мягко говоря, не самое лучшее. Какой-то минимум уважения в народе держится только за счёт бывших бойцов элитных подразделений и армейских баек. В основном же, отношение следующее: если попал в армию — значит не сумел уклониться, например, учиться пойти — значит дурак. А кому хочется быть дураком? Учитывая планы по переводу армии на контрактную основу, инициатива правильная и своевременная. А чтобы в армии хватало солдат — нужно поменять отношение в обществе — повысить престиж службы. Методы для этого используются простые, хоть и дорогостоящие: материальные — предоставление образования и жилья за счёт государства и обеспечение уровня жизни не ниже низшего среднего класса; и моральные — пропаганда. Причём пропаганда и финансовые вложения в военнослужащих должны быть максимально сбалансированы, иначе результата они не дадут, или дадут, но противоположный.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Стоит ли ожидать массовых акций протеста в США после инаугурации Дональда Трампа?
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
77.7% Нет
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть