В России продолжают праздновать почти все старые советские праздники, и даже если, например, отменили 7 ноября, то провозгласили праздником 4-е ноября. На Украине 7 ноября отменили при президенте Ющенко, и эта дата сейчас празднуется на государственном уровне только в Белоруссии. Больше половины постсоветских стран отказались праздновать 1 мая.
На Украине, в Белоруссии и Молдавии это выходной день, а вот в Киргизстане и Таджикистане - 1 мая рабочий день, хотя и день всё той же международной солидарности всё тех же трудящихся.
Время от времени разные политические силы на Украине поднимают вопрос об отмене всех советских праздников. Интересно, что об отмене советских праздников упоминают и некоторые деятели русской православной церкви, по мнению которых эти праздники оскорбительны для русского народа, так как связаны с именами убийц и палачей. Прежде всего, речь идёт о праздниках 23 февраля и 8 марта.
Правильную ли позицию заняли упомянутые церковные деятели? Не является ли это делом светского государства?
Ростислав Ищенко, политолог, президент Центра системного анализа и прогнозирования:
Идея об отмене всех советских праздников не просто неразумная. Она несёт вред всем, и прежде всего самой церкви. Во-первых, трагедия Российского государства и РПЦ в 1917 году была обусловлена не только слабостью правившего монарха, но и отсутствием в среде правящего класса адекватной политической группы, готовой и способной принять на себя ответственность за страну и компенсировать слабость монарха.
Не в последнюю очередь в таком состоянии дел виновата церковь. Обюрократившиеся архиереи и малограмотное в массе своей низшее духовенство утратили авторитет и в народе, и в правящем классе. Церковь оказалась не в состоянии обеспечить правительству идеологическую, нравственную поддержку. Ей банально не верили. Так что, за революцию отвечают не только думские заговорщики, не только командующие фронтами, нарушившие присягу, не только император, малодушно дезертировавший с поста и не только Ленин и большевики. Церковь - идеологическая опора той власти, обязанная свидетельствовать наличие у власти небесного мандата, свою задачу не выполнила и свою долю вины несёт.
Во-вторых, после периода гонений церковь сосуществовала с безбожными большевиками куда лучше и комфортнее, чем сосуществуют константинопольские патриархи с верующими в ислам турками. Церковь официально возносила молитвы в пользу коммунистической власти и учила прихожан, что нет власти не от Бога. Нельзя теперь задним числом пересматривать свои отношения с той властью и пытаться мелочно отомстить - пнуть мёртвого льва. Бороться надо было тогда, когда власть была сильна, а не тогда, когда её нет. Своими действиями борцы с праздниками подрывают авторитет церкви и возвращают её взаимоотношения с обществом к состоянию 1917 года. Мелочным и мстительным не верят. К тому же у общества есть дела поважнее, чем борьба с праздниками, введёнными при прошлом режиме.
Наконец, в-третьих, самое опасное заключается в том, что своими действиями борцы с праздниками подрывают авторитет государства. Если можно игнорировать или отменять на своей территории государственные праздники, то можно таким же образом относиться и к другим государственным актам. Не нравится закон - остановлю его действие на своём предприятии. Однако государство существует только тогда, когда его способность обеспечивать исполнение любых своих законов на всей территории не ставится под сомнение. Достаточно отказаться от одного (пусть и пустячного на первый взгляд) требования, как завтра тебя просто перестанут слушать и слышать. Зачем мне государство, если всё решает хозяин предприятия, который, кстати, ближе и реальнее?
А ведь православная церковь, в отличие от католической, может существовать лишь в рамках и под защитой сильной светской власти. Нет у православных своего Ватикана. Таким образом, ослабляя государство, борцы с праздниками роют могилу той самой церкви, об интересах которой вроде бы пекутся.
Лариса Бельцер-Лисюткина, культуролог, кандидат философских наук (Германия):
23 февраля можно праздновать с гомерическим хохотом, как праздник бюрократических заморочек уже на самом первом этапе существования советской власти. Имеет смысл обратиться хотя бы к Википедии, чтобы понять, какая невразумительная манипуляция стоит за конструкцией этой даты. Вот одна из цитат: "Устройство дня Красного подарка по всей России перенесено на 23 февраля. В этот день по городам и на фронте будет организовано празднование годовщины создания Красной Армии, исполнившейся 28 января". Смысл выражения: празднование "дня Красного подарка" - вообще никак не объясняется. Ранее в статье говорится о том, что в феврале 1918 года немецкие войска занимали западные области России практически без сопротивления, продвигаясь, каждый день на 50 км вглубь российской территории. Российская армия развалилась, Красная ещё не была создана, и только благодаря железной воле Льва Троцкого, 2,5 года колесившего на своём легендарном бронепоезде по всем фронтам Первой мировой и Гражданской войны, в послереволюционной России постепенно была создана боеспособная армия. Давайте это праздновать, раз уж в России происходит такой очевидный roll back in the USSR. Но прежде чем праздновать, надо деконструировать окружающие эту дату идеологические советские легенды и включить обратно в военную историю СССР прОклятого и запрещённого к упоминанию Льва Давидовича Троцкого (Бронштейна). Ведь это он лично подписал 5 февраля 1923 года приказ Реввоенсовета Республики, в котором событие, послужившее поводом для праздника, определяется так: «23 февраля 1918 года, под напором врагов рабочее и крестьянское правительство провозгласило необходимость создания вооружённой силы». Заметьте: не решающая воинская победа, и даже не указ, не начало собирания армии, а всего лишь провозглашение правительством её необходимости. Спустя 10 лет, в 1933 году, Клим Ворошилов на торжественном заседании, посвященном 15-летней годовщине РККА, признавал: "Кстати сказать, приурочивание празднества годовщины РККА к 23 февраля носит довольно случайный и труднообъяснимый характер и не совпадает с историческими датами".
Теперь о дате 8 марта. Она имеет множество источников, смысл этой даты - международная солидарность женщин и их борьба за эмансипацию. Ни с какими убийствами и палачами эта дата не связана. Церкви светский праздник, ставящий под вопрос традиционные патриархатные ценности, неугоден потому, что он фронтально конфронтирует с теми ценностями и с тем идеалом женщины, которые пропагандирует церковь: женщина как "второй пол", как послушное мужчине и зависимое от него репродуктивное устройство. Тут территории религии и гражданского общества резко разграничиваются: первая отмечает дни своих великомучениц и подвижниц, а гражданское общество отмечает 8 марта как день напоминания обо всё ещё сохраняющейся дискриминации женщин, в том числе и не в последнюю очередь благодаря религиозной пропаганде. Основная тема дня 8 марта - это происхождение неравенства, женское гражданство, его отличия от мужского и пути к уравниванию положения полов в современном мире.
На мой взгляд, между этими двумя праздничными датами нет ничего общего. А православной церкви не следует присваивать себе право выступать от имени всего "русского народа" - православных верующих в России по некоторым независимым статистическим данным всего 1,5%.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Как помнится, государство управляется "законами людскими", "светскими", в которых религии не упоминаются. Если существует государственный праздник, то желающие его могут отменить путём референдума, по закону. Если референдум инициирует церковь - это будет признаком её уважения к законам. Но если церковь проиграет референдум, значит на то воля народа, а может и не только народа.
Те, кто создали праздники 23 февраля и 8 марта, не уважали церковь. Но они никогда бы не получили народной поддержки, если бы церковь и монархия были безупречны и эффективны.
Леонид Савин, политолог, главный редактор информационно-аналитического издания «Геополитика»:
Поскольку этот вопрос не выносился на поместный собор - это мнение не церкви, а определённой группы священнослужителей. В церковь входят как духовенство, так и миряне. Я лично знаю много священнослужителей, которые почитают светские праздники и советских вождей. А мнение отдельных персон в сане может быть и более радикальным, такие случаи бывали.
Андрей Куприков, политолог, сопредседатель Волгоградского регионального отделения «Деловой России»:
Эти даты давно перестали быть идеологизированными. Сегодня это просто мужской и женский праздники, когда люди оказывают знаки внимания противоположному полу, по-моему, это хорошая и добрая традиция. А РПЦ не помешало бы больше заниматься делами духовными, воспитанием нравственности и семейных ценностей, а не искать себе занятие и выставляться на посмешище.
Комментарии читателей (4):
А вот лисе Ларисе особое слово ::: вы напрасно утруждали себя - и без этого вашего ангажемента я догадывался (как, думаю, и все остальные), что советские праздники вам не по нутру. Больше скажу! Я лично считаю, что про себя вы сожалеете и о том, что "проклятая" Красная армия так "обнаглела", что даже выиграла Ту Большую Войну. Просто вы считаете некошерным признаваться об этом вслух. Пока.
И чтоб доставить себе удовольствие и хоть чуть-чуть поддразнить вас, лисушка, скажу еще, что для меня очевидно - и без западных "союзничков" победила бы в 45-ом, а "союзнички" без Союза - НЕТ !!!
Найденышам в детских домах день рождения назначают произвольно. Лишь бы не остался без дня рождения. И 23-ье ничем не хуже, и ничем не лучше других дат. Но с детства я и мои друзья привыкли праздновать эту дату. И именно как день рождения Великой и Победоносной Армии (ну и как свой праздник, хотя и сознавали некоторую условность своей причастности). И можете даже не сомневаться, мы будем праздновать этот день, даже если какие-нибудь лисы и/или волки протащат решение об отмене этого праздника на государственном уровне.
Так что в любом случае, Лисушка-Ларисушка, вам придется подождать, пока мы, такие, передохнем.
Но тут еще вопрос, кто раньше - вы или Мы.
С комсомольским приветом и без всякого уважения к вам, Владимир.