Постсоветская интеграция несёт спасение Украине: интервью Ростислава Ищенко

30 ноября 2011  14:23 Отправить по email
Печать

Президент «Центра системного анализа и прогнозирования» Ростислав Ищенко в интервью ИА REX высказал мнение о «Русском мире», очередных «метаниях» Виктора Януковича между Москвой и Брюсселем, назвал пять самых важных политических событий Украины в 2011 году, а также оценил реалистичность политических сдвигов в российско-украинских отношениях в 2012 году.

ИА REX: На украинских ток-шоу, в частности у Савика Шустера, часто звучит фраза об опасности для Украины некоего проекта «Русский мир». Есть ли в реальности такой проект или это очередной миф и страшилка для украинского электората? Почему больше всего об опасности реализации этого проекта говорят этнические русские, ныне работающие в различных украинских политических партиях (Карасёв, Медведев)?

«Русский мир» – не проект, это данность. Малая, Великая Польша, Подляшье и т.д. – историко-географические наименования, не отрицающие польского национального единства. Точно так же Малая, Белая, Великая, Червонная, Залеская, Галицкая и т.д. Руси – историко-географические наименования, вместе охватывавшие ареал проживания русского народа в момент формирования раннефеодального государства. Временная (часто даже долговременная) самостоятельность различных частей Руси, их вхождение в состав различных государств в эпоху феодальной раздробленности не отменяли национального единства.

Точно таким же образом Нормандия, Бургундия, Бретань, Прованс, Лотарингия, Эльзас были вполне самостоятельными частями Франции (некоторые периодически получали даже статус королевств), некоторые (Эльзас) до средины XX века входили в состав других государств или оспаривались ими. В Испании и вовсе несколько веков подряд существовали вполне самостоятельные королевства: Леон, Кастилия, Арагон, Наварра, Астурия, Галисия, а также графство Барселона, лишь к концу XV века окончательно (и то, не считая Португалии) объединившиеся в королевство Испания. Но и испанское единство является непреложным фактом не только сейчас, но признавалось всеми и в VIII-XV веках.

Ко времени восстановления государственного единства Руси титул её правителя включал упоминания Малой, Великой и Белой Руси, как констатацию единства русского православного народа, проживавшего на этих территориях. Отмечу, что ни Великие князья Московские, ни русские цари, не включали в свой титул упоминания о суверенитете над другими территориями до их завоевания или присоединения иным способом. Три же части Руси всегда считались «отчиной и дединой», то есть, законным наследством. Если в конкретный момент какая-то часть Русского мира входила в состав иных государств, русские самодержцы никогда не отказывались от прав на неё.

Характерно, что и народ, проживавший на данных территориях, считал русского царя своим царём, русский язык своим языком, православие своей религией. И этим кардинально отличался от иных нерусских, хоть часто и славянских соседей.

Сегодня русский мир расширился за счёт иных нерусских и даже неславянских народов, объединённых некогда российской империей и оценивших преимущества имперского единства. Однако именно русско-православный славянский субстрат до сих пор является государствообразующей силой России и двух других (надеюсь временных) русских государств, а также базисом Русского мира.

Понятно, что без собственно русского единства не только Русский мир невозможен, но и само выживание имперской метрополии, локализованной ныне на территории современной России, находится под большим вопросом.

Именно поэтому враги России, а среди них достаточно много этнических русских или людей с великоросскими фамилиями, в тот момент, когда термин Русский мир был легализован Патриархом Кириллом и перестал быть предметом бессмысленных политологических и околополитических дискуссий, почувствовали опасность. Сколько бы ни рассказывали украинцам об их особенности, верят в это только оторванные от Русского мира почти на тысячелетие галичане (фактически он и формировался то без них), впечатлительные люди, подверженные влиянию СМИ, а также откровенные приспособленцы, которым «и при немцах хорошо, и при русских хорошо».

Основной массив граждан Украины всё равно ощущает себя русскими. Даже те, у кого есть личные противоречия с Москвой, не поднимаются выше уровня «рязанского сепаратизма» конца 80-х–начала 90-х годов прошлого века. Им либо власть в Кремле не нравится (хоте ли бы другую партию, персону, другую идеологию), либо всё ещё кажется, что москвичи покушаются на их сало (колбасу etc.). А так они русские.

И когда они додумываются до следующего вопроса: «Зачем русским людям три государства? Неужели для содержания трёх государственных аппаратов, из которых два априори неэффективны в сравнении с третьим?», - «украинская идея», понимаемая как идея полной суверенности Киева в административных границах УССР и формирования на этой территории некоей новой «украинской нации», тут же начинает провисать, а её адепты нервничать.

Единый Русский мир, единый трёхчастный русский православный народ, а не три братских народа и почва плывёт под ногами националистов. Нельзя же оппонировать с национальных позиций своему собственному народу. Для того же чтобы стать другим народом, надо хотя бы, как галичане, перекреститься в униатов и в 30-40 поколениях отдавать труды и кровь польской, венгерской, австрийской, но никак не русской империям.

Поэтому и нервничают русские политтехнологи на службе у украинствующих малороссийских политиков, что все их многолетние построения рассыпаются в прах при соприкосновении с концепцией Русского мира, а ничего другого, кроме педалирования темы политического украинства на западные гранты они предложить не могут.

Кстати российская либеральная оппозиция тоже не любит Русский мир. Они ведь, как и их украинские коллеги, хотели выделить себе из распадавшейся империи удел (только не киевский, а московский) и с него кормиться. Реставрация русского единства, даже в конфессионально-идеологических рамках Русского мира, неизбежно ставит вопрос и о восстановлении политического и государственного единства. А владельцы уделов всегда до последней капли крови сражаются против централизации. Их ведь куска хлеба лишают.

ИА REX: В конце прошлой недели украинские СМИ бурно обсуждали интригу с якобы отказом Виктора Януковича посетить саммит Украина-ЕС 19 декабря. Что это было?

Янукович не отказался посетить данный саммит, а лишь неуклюже намекнул, что может в этот день оказаться в Москве на совсем другом саммите. Эти действия лежат в рамках традиционной для украинских властей ущербной тактики шантажа ЕС Россией и шантажа России ЕС. Последний год и Москва, и Брюссель жёстко удерживают позицию, не идя практически ни на какие уступки. Тем не менее, в Киеве уверены, что ни без дешёвого газа, ни без ассоциации с ЕС их не оставят. Надо, мол, только ещё чуть-чуть продержаться.

В данном случае, Янукович пытается припугнуть европейцев тем, что в Москве будет обсуждать вопрос присоединения Украины к Таможенному союзу. Его «аналитики» рассчитывают, что Брюссель перепугается, плюнет на Тимошенко и подпишет с Украиной соглашение об ассоциации ещё в этом году. Тогда можно будет мчаться в Москву, и пугать местные власти полноценной интеграцией Украины в Европу, выторговывая бесплатные уступки в газовом вопросе, в обмен на ничего не значащие заявления о «нерушимой дружбе». Именно поэтому Киев настаивал на возможно более раннем и обязательно в текущем году подписании соглашения об ассоциации – чтобы осталось время до Нового года Москву пошантажировать.

Все эти крестьянские хитрости видны как на ладони, но киевские власти считают, что всех смогут обмануть. Пока что, к сожалению, они обманывают лишь сами себя и «стремительно падают вниз».

ИА REX: Заканчивается политический год. Какие самые важные 5 событий в политической жизни Украины, способные повлиять на её внешнеполитический вектор, вы могли бы отметить?

  • Провал социальной и экономической политики правительства.
  • Развал государственных финансов, неспособность власти наполнить бюджет фискальными методами и профессиональная непригодность к применению иных, непрямых методов наполнения бюджета.
  • Отказ МВФ от дальнейшего кредитования Украины.
  • Отказ украинских властей выпускать Тимошенко на свободу под давлением ЕС.
  • Начало пока слабых и разрозненных, но не проплаченных политиками, уличных народных выступлений, не столько даже против действующей власти, сколько против всей политической системы Украины.

ИА REX: Какие политические сдвиги в российско-украинских отношениях возможны в 2012 году, и какими причинами они могут быть обусловлены?

Скорее всего, украинская власть будет очень медленно и вынужденно втягиваться в интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Будет это происходить потому, что расчёты на поддержку ЕС и США не оправдались (у тех и без Украины проблем хватает), а внутри страны медленно, но верно вызревает социальный взрыв, способный смести весь правящий класс, не разбираясь, кто, какого цвета и кто хороший миллиардер, а кто плохой.

Постсоветская интеграция несёт спасение, поскольку позволяет заткнуть бюджетную дыру, закрыть наиболее острые социальные вопросы, запустить производство, увеличить собираемость налогов. К тому же, это – выполнение идеологических обещаний своим избирателям. Боюсь только, что украинское руководство будет слишком медлить, прежде чем обратиться к этому последнему средству. Будет ждать чуда и может дождаться революции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Стоит ли ожидать массовых акций протеста в США после инаугурации Дональда Трампа?
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
77.7% Нет
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть