В блогосфере часто возникают дискуссии и скандалы по картам сервиса Google maps. Доходит и до протестов отдельных государств против своевольной трактовки границ их государств. Так в феврале 2010 года компания Google получила резкое официальное письмо из посольства Камбоджи. Старший правительственный чиновник выражал своё возмущение сервисом Google maps. По его словам, на карте Google граница между его страной и Таиландом, «искажает правду и действительность, и является профессионально безответственной». Камбоджа требовала, чтобы компания «отозвала очень плохую и международно-непризнанную карту» и заменила её другой. Конфликт удалось замять. Денег у Google больше, чем у Камбоджи. Однако к компании были и более тяжеловесные претензии. Публицист из США Михаэль Дорфман в интервью корреспонденту ИА REX рассказал о политике и картах Google maps.
ИА REX: Правы ли камбоджийцы в своих претензиях к Google maps и почему эта компания позволяет себе размещать различные версии карт, не соответствующих официальным версиям?
Map Maker от Google даёт возможность каждому внести свой вклад в картографию.
Картография в XX веке сильно изменилась со времён Эпохи великих географических открытий. Картографы XIX века верили, что всё поддаётся измерению, что мир можно просто классифицировать, создать каталоги всего на свете. С концом колониальной эры картография стала уже далеко нелинейной. Национальные государства стали кроить и перекраивать карты. Появилась аэрофотосъ`мка, а за нею и спутники. Следующим этапом стал Map Maker от Google, который даёт возможность каждому внести свой вклад в картографию. Каждый может заложить информацию о месте, где живёт, где бывал. Появился и общинный слой (Community Layer of Google Earth) — что-то вроде виртуальных булавок, которыми можно отмечать на картах те или иные места. Вместе с инструментами появились и неслыханные ранее в картографии проблемы.
В один прекрасный день в августе 2009 года все индийские названия в штате Арунахал Прадеш на картах Google вдруг превратились в китайские. Этот индийский штат когда-то был независимым княжеством под протекторатом Тибета. В 1914 году Тибет передал территорию Британской Индии. Китай, завладевший Тибетом, не признаёт этого договора: по его мнению, религия не является основанием для образования государства. В Пекине не желают знать никакого Арунахал Прадеша. Для них это Южный Тибет — часть китайской территории.
Изменение не могло пройти незаметно. Множество разгневанных индийских блогеров решило, что здесь тайная сделка между Google и Китаем. Другие думали, что это дело рук китайских хакеров, взломавших базу данных. По сути же, у Google есть два набора карт: один набор предназначен только для Китая, где согласно государственным законам, названия должны быть китайскими, и другой — для всего остального мира. Каким-то образом китайские названия заменили индийские и в общем доступе. Подозрения в заговоре Google с китайцами рассеялись лишь тогда, когда китайские хакеры взломали сайты Google, и компания решила прекратить все дела с Китаем.
Тогда много говорилось о том, что Google ушёл из Китая из-за нарушения прав человека, что один из руководителей Google Сергей Брин — сын выходцев из СССР, и потому он очень чуток к вопросу прав человека. Это верно, однако здесь было и другое. В борьбе с Майкрософтом Google продвигает бизнес-схему компьютерного облака, позволяющего держать все данные в интернете. Если окажется, что эти данные незащищены, то разрушится вся схема. Недавно мне пришлось беседовать с сотрудником Google, хорошо знающим внутреннюю систему безопасности компании. Он рассказал, что на самом деле размеры китайской атаки были куда больше. Это, в общем-то, не секрет, а вот что удалось украсть китайским умельцам, этого Google ни за что не сообщит.
Поначалу руководители Google обратились к американским спецслужбам, в частности, к Секретной Службе США, занимающейся компьютерной безопасностью, электронным шпионажем, мониторингом и т. д. Представители Google изложили одному из вице-директоров службы свою идею о том, что электронные границы США, в том числе инфраструктуру Google, надо защищать так же, как и географические. «Тот чуть со стула не свалился от нашей наивности...», — рассказывает сотрудник Google. В Google поняли, что надо брать безопасность в свои руки. Сергей Брин сам возглавил создание «бункера». Он звонил лучшим экспертам в индустрии, предлагал стотысячные бонусы только за подписание контракта. Через короткое время, отдел безопасности Google вырос до 200 человек, и стал одной из сильнейших в мире служб по борьбе с компьютерной преступностью и шпионажем.
Палестинский пользователь Тамин Дарби из Дженина на западном берегу Иордана прошёлся по картам Google и пометил имена всех палестинских деревень, разрушенных во время Накбы — палестинской национальной катастрофы, сопровождавшей создание независимого еврейского государства. Среди прочего, он указал, что израильский городок Кирьят-Ям — это село Араб аль-Гаваринна. Пользователи из Кирья-Яма были возмущены и подали на Google в суд. Их ведь учили в школе, что их городок был основан на голых песках, на берегу Хайфского залива в 1945 году. Тамин рассказывал, что его мать родом из разрушенной деревни Балад аль-Шейх, что рядом с Кирьат-Ямом. Google сумел защитить своё право давать пользователям возможность дополнять карты.
Со стороны националистических израильских пользователей такая активность не наблюдается. Есть несколько булавок с названиями Иудея и Самария, не существующих на основных картах. Граница не проведена вовсе. А карту израильских поселений в оккупированной Палестине создают больше как раз их противники, правозащитники из организации «Мир сейчас!», с целью показать миру, что вопреки гласным и негласным соглашениям о замораживании строительства поселений, рост их числа продолжается.
Самый громкий скандал разыгрался вокруг Персидского залива. Так его называли веками, однако в 1960 годы, с ростом арабского национализма, развернулась широкая кампания по переименованию залива. На арабских картах появился Арабский залив. В 2004 году издательство National Geographic выпустило набор карт, где слово «Арабский» указывался в скобках после слова «Персидский». Иран развернул широкую международную кампанию протеста. В National Geographic слали письма и петиции. В Иране проводились уличные демонстрации и пикеты. Объявили бойкот журнала и книг издательства. Иранский парламент-меджлис принял решение о запрете National Geographic в стране.
Поначалу в Картах Google поиск «Арабского залива» приносил ответ, что это ошибка, нет такого. Давался вежливый совет, что стоит попробовать поискать Персидский залив. Сейчас в Картах Google другая политика: указаны оба наименования, одинаковыми буквами. Возле Ирана надпись Персидский залив, а южней, у берегов Катара и Бахрейна — Арабский залив. Иранское правительство не раз жаловалось и обвиняло Google в пренебрежении мировыми стандартами картографии. В Google не стали вдаваться в историю или в стандарты картографии, а лишь отметили, что называют моря, реки и другие гидронимы так, как их называют люди, живущие у их берегов. Может быть, это не совсем научно, может быть, и не политкорректно, но в эру интернета, чем больше информации, тем лучше.
ИА REX: Можно ли привести примеры претензий со стороны России и других стран экс-СССР к картам сервиса Google maps?
На Украине на картах мирно уживаются Киев и Київ, но по-английски все-таки сегодня пишется Kyiv, украинцы не протестуют от такого многообразия в названиях их столицы.
Я не нашёл исков и претензий к Google со стороны российских пользователей, обычно очень ревнивых в вопросах политической географии. Блогер brother2 помог разобраться и с одной из самых больных российских территориальных проблем — Южно-Курильскими островами. Япония не признаёт российского суверенитета над ними. Так что проблема должна бы быть не на русских, а на японских картах. В японских Картах Google спорные острова подписаны кириллицей и кандзи — иероглифами, как географические объекты в Японии. Острова, на которые Япония не претендуют, а также Сахалин, подписаны кириллицей и катаканой — слоговым алфавитом, используемым только для заимствованных слов или иностранных географических объектов. Названия спорных островов те же, что и написанные кириллицей. Государственные границы по морю на картах не обозначены. Отличие спорных территорий ещё и в том, что если на Сахалине и Камчатке населённые пункты подписаны, то на географических картах островов населённые пункты не указаны, хотя они хорошо видны на спутниковой версии карты.
Южные Курилы на японских картах Google: спорные острова подписаны кириллицей и кандзи — иероглифами. А мы приводим карту, где обозначения написаны латиницей.
То же самое в Закавказье: на картах Google на месте Абхазии и Южной Осетии — сплошное белое пятно. Там не обозначены не только Южная Осетия и Абхазия, но даже города Цхинвали (Цхинвал) и Сухуми, не говоря о более мелких населённых пунктах. На спутниковой версии ясно видны городские улицы Сухуми, но на карте они не названы. Есть булавка в общественном слое «Отдых в Абхазии», есть несколько фотографий заката в Сухуми от пользователя «Крокодила», но имени Сухуми на карте нет, хотя оно имеется в индексе. Во время российско-грузинской войны пришлось, поругивая нейтралитет Google, достать с полки бумажный атлас. В Google на грузинском языке и вовсе нет карт. Нет на карте Google и Нагорного Карабаха. Там не наблюдается какой-либо пользовательской активности ни с армянской, ни с азербайджанской стороны. Единственное упоминание о Нагорном Карабахе по-русски есть в учреждениях армянской общины в Москве. В картах Google не найдёшь не только городов Абхазии или Нагорного Карабаха.
Комментарии читателей (4):
По словам г.Дорфмана, "на картах Google на месте Абхазии и Южной Осетии — сплошное белое пятно. Там не обозначены не только Южная Осетия и Абхазия, но даже города Цхинвали (Цхинвал, Шида-Картли, Грузия) и Сухуми(Сухуми, Abkhazia, Грузия), не говоря о более мелких населённых пунктах."
Зашел на "украинский" гугл:
http://maps.google.com.ua/maps?q=www.google.com& />Потом на русский: http://maps.google.ru/
И всюду, что характерно, есть и Сухуми, и Цхинвал (Цхинвал, Шида-Картли, Грузия), и еще "парочка" "более мелких" Хашури, Карели, Гори, Касли, Гагра, Гудаута, Очамчира, Ткуарчал, Гали...
И все они изображены в пределах территории Грузии в границах Грузинской Советской Социалистической Республики.
Это переходит всякие границы!
Трудна! Ох, как трудна жизнь у неправительственной штатовской организации Гугл.
И невинность соблюсти, и всех перессорить. Ох, как это непросто. А тут еще "сволочи красные" (т.е. китайцы) "выкрасть могут Гриню нашего"!
Но я, почему-то, за Гугл как-то не беспокоюсь. Их миллиарды лучшая им защита. Это я с того момента, как позволил разрушить мою Родину, стою голый и босый без всякой защиты. И без всякой надежды.
"Представители Google изложили одному из вице-директоров службы свою идею о том, что электронные границы США, в том числе инфраструктуру Google, надо защищать так же, как и географические."
А об информационной безопасности других государств они тоже так активно пекуться? В Ливии, например?
Клянусь говорить правду, всю правду, ничего кроме правды?
Или точнее:
Клянусь говорить ложь, всю ложь, ничего кроме лжи?