Состоялся двухдневный официальный визит в Азербайджан главы МИД РФ Сергея Лаврова. Он провел переговоры со своим азербайджанским коллегой Эльмаром Мамедъяровым. Кстати, это была уже четвертая встреча глав МИДов обеих стран. Помимо этого Лавров был принят президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. В иной ситуации это событие можно было бы отнести к разряду рядового значения. По общепринятой «табели о рангах» взаимоотношения между Россией и Азербайджаном можно отнести к разряду «конструктивных и добрососедских». В прошлом году объем товарооборота между двумя странами составил более 3,5 млрд. долларов и увеличился на 4% по сравнению с 2012 годом. Во внешнеторговую деятельность с Азербайджаном вовлечены предприятия более 500 российских компаний из 71 субъекта федерации. Расширяются контакты в сферах образования, науки, культуры и искусства, информации и т.д.
Тем не менее, на сей раз визит Лаврова в Баку имел ряд особенностей. Накануне Баку посетил министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев, который предложил Азербайджану вступить в Евразийский союз. После Лаврова Баку намерены посетить вице-премьер России Дмитрий Рогозин и спикер Госдумы Сергей Нарышкин. Понятно, что столь интенсивное внимание Москвы к Баку сопровождалось циркуляцией - особенно в бакинских СМИ - разных версий и предположений. Местные политологи были уверены, что эти визиты сопряжены с важными предложениями со стороны России, которые могли бы склонить Азербайджан к членству в Евразийском союзе. В частности, среди таких предложений высказывалась идея о том, что «Москва может предложить Баку освобождение некоторых находящихся под контролем Армении районов и выступить с сенсационным заявлением по карабахскому урегулированию». Ничего такого не произошло. Лавров сообщил, что Россия не отправляла Азербайджану специального приглашения вступить в ЕАЭС. Но при этом он специально подчеркнул: «Мы были бы рады, чтобы наши партнерские отношения развивались многогранно, в том числе и в рамках международных организаций. ЕАЭС является экономическим союзом России, Беларуси и Казахстана, и в конце этого месяца в этот союз вступит и Армения».
Это - первая и очень важная позиция, поскольку в Азербайджане самоуверенно выражали недовольство намерением Армении присоединиться к Евразийскому союзу до урегулирования карабахского конфликта. Вторая позиция: глава МИД России пресек слухи о том, что карабахский вопрос является предметом торга в выстраивании отношений России с Азербайджаном - как в двустороннем, так и многостороннем формате. По словам Лаврова, «карабахский вопрос является другим субъектом (!) международного права» и «вступление в Евразийский союз и решение карабахского конфликта являются совершенно разными вопросами». «Интеграционные процессы осуществляются на территории стран, входящих в Таможенный союз. Нагорный Карабах не является таковым, но является предметом переговоров, которые ведутся на основе согласованных принципов», - уточнил министр, еще раз напомнив, что «Россия, как сопредседатель Минской группы ОБСЕ, далее будет способствовать решению этого конфликта в мирном ключе».
На фразу Лаврова о субъектности Карабаха, на то, что «Нагорный Карабах... является предметом переговоров, которые ведутся на основе согласованных принципов», в Баку почему-то никто не обратил внимание. В то же время, если следовать канонам международного права, то субъект - это независимый участник международных отношений, обладающий правами и обязанностями, предусмотренными для него международными договорами. При этом существует два вида субъектов международного права: первичные и производные. Первичные субъекты международного права – это государства, а также народы и нации, борющиеся за свободу и независимость. По предложенной логике Карабах отнесен к категории первичного субъекта международного права. Кстати, в эту схему вписываются и ранее высказанное предложение американского сопредседателя в Минской группе ОБСЕ Уорлика о необходимости подключения к переговорному процессу по карабахскому урегулированию и Степанакерта. Поэтому не исключено, что такой сценарий будет продвигать и Франция, предложившая провести в Париже встречу между президентами Азербайджана и Армении, чтобы, наконец, «разблокировать складывающуюся ситуацию и выйти на конкретные договоренности».
Если судить по определенным признакам, то Баку и Ереван сейчас рассматривают французские предложения по карабахскому урегулированию. Наличие таковых подтвердил и министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров на совместной пресс-конференции с российским коллегой Сергеем Лавровым. Но о чем конкретно по этому поводу договорились в Баку в формате тет-а-тет Лавров и Мамедъяров, увы, не разглашается. Есть другое. Россия начинает активно подключать Армению к своим интеграционным проектам, превращая ее в одного из своих ключевых региональных союзников. Что касается Азербайджана, то в ходе своего визита Сергей Лавров сделал ставку только на двусторонние отношения.
Это - определенная и более откровенная корректировка в политике Москвы в Закавказье. Так на встрече с журналистами в Ереване президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин сообщил следующее: «В настоящий момент по предложению иранской стороны рассматривается возможность завершения строительства участка коридора «Север-Юг», это - Казвин-Решт-Аштара. На иранской стороне практически все работы выполнены, предполагается подписание большого соглашения, двустороннего - между Россией и Ираном, и трехстороннего с точки зрения участия железнодорожных администраций. Этот вопрос является весьма актуальным, и, по мнению президента Армянской республики, по всей видимости, нам следует сейчас сосредоточиться на рассмотрении вопроса через Абхазию, Грузию на Армению. Накопившиеся противоречия между Грузией и Абхазией сегодня, благодаря изменениям политического режима в Грузии, не носят какого-то антагонистического характера, скорее носят тактический характер».
Вот почему визит Сергея Лаврова в Азербайджан можно считать знаковым, поскольку Москва приступает к решению серьезных проблем в контексте региональных процессов. Неслучайно уже после отъезда Лаврова из Баку замглавы МИД Азербайджана Араз Азимов заявил, что «Россия может многого достичь на Южном Кавказе, оказав помощь Азербайджану в урегулировании нагорно-карабахского конфликта», и что «основной интерес России в регионе должен быть связан с Азербайджаном, обладающим самой большой территорией, самыми большими людскими ресурсами, стабильным, надежным и квалифицированным правительством». Но это как раз тот самый случай, когда русские говорят «Дорога ложка к обеду!»…
Комментарии читателей (7):
На любое, приемлемое для адекватных партнеров, предложение следует истерика на тему "карабах бизимдир".