Гюль, Эрдоган, Алиев и армяне

Анкара на пороге новых кавказских решений
2 июня 2014  00:16 Отправить по email
Печать

Президент Турции выступил с докладом в Гарвардском университете (США), где учился его сын Мехмет Эмре Гюль и куда прибыл для участия в церемонии вручения дипломов. Он заявил, что его «страна надеется на нормализацию отношений с Арменией» и напомнил, что «является первым президентом Турции, посетившим Армению в 2008 году», сказал о том, что «премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган в конце апреля месяца выразил соболезнования потомкам армян, погибших во время событий 1915 года». Далее в изложении одного из азербайджанских информационных порталов, Абдуллах Гюль якобы сообщил, что «Турция готова открыть архивы для исследователей», а «для разрешения проблемы необходима воля и налаживание диалога». Однако в изложении турецкой газеты Sondakika, эта фраза выглядит в иной редакции: «Турция открыла все свои архивы для исследователей, и для решения проблемы нужны диалог и сильная воля». Мы неслучайно обратили внимание на этот курьёз, поскольку он наполнен серьёзным политическим смыслом.

В начале 2014 года на совещании послов в Анкаре турецкий МИД призвал турецкие посольства готовиться к 2015 году с точки зрения «принятия ответных шагов», когда будет отмечаться 100-летие Геноцида армян в Османской империи в 1915-1916-х годах. Отметим также, что к настоящему времени по этой проблематике открыты архивы многих стран мира, в том числе и России. Выявленные документы времён Первой мировой войны дополняют изданные в разное время сборники документов. Ещё 16 мая 1989 года турецкое правительство официально объявило об открытии османских архивов. Согласно сообщениям турецких СМИ, исследователи получили доступ к документам об армянах, относящимся к периоду истории с 1691 по 1894 годы. Но среди них не обнаружено ни одного документа, свидетельствующего о политике османских властей в отношении армянского населения. Причём из 7 млн тогда рассекреченных архивных единиц доступ открыт всего лишь к 10 тыс. документов, которые касаются деятельности правительства. Военные архивы, в которых должны находиться многие документы о событиях 1915-1916-х годов, остаются закрытыми для иностранных исследователей, а для турецких доступ к ним возможен только по особому разрешению

БУДЬТЕ В КУРСЕ

В конце января 2014 года на встрече с президентом Франции Франсуа Олландом президент Турции Абдуллах Гюль, призывая «оставить историю историкам», сообщил, что «мы готовы открыть все наши архивы и открыли их». По его словам, «в законах Турции были некоторые препятствия для обсуждения некоторых вопросов, но мы поменяли законодательство. Сейчас можно всё обсуждать». Поэтому остаётся неясным, открыла ли Турция архивы Османской империи или только собирается это сделать, и если да, то возможен ли открытый доступ к материалам военного ведомства. По имеющейся информации, сегодня можно говорить только о некоторых изменениях в режиме ограниченного доступа к соответствующим фондам архивов, да и то только для турецких историков. Как писала в этой связи одна из стамбульских газет, «подобно некогда советским историкам, турецким специалистам предоставлена роль первооткрывателей», призванных описывать, квалифицировать и давать политическую трактовку тем или иным выявленным новым историческим фактам с целью «разоблачить армянскую версию».

И есть уже результат. По данным газеты Star, МИД Турции подготовил доклад «События 1915 года», который издан на турецком и английском языках. В этом документе Геноцид армян представлен как «трагическое событие». Содержатся утверждения, что «в 1890-е годы армяне по наущению других сил начали восставать против Османской империи, а в годы Первой мировой войны сотрудничали с русскими и убили 523 тысячи 955 турок». А «решение правительства о выселении армян не было заранее спланированным, не преследовало политических целей и носило ограниченный характер». В целом, большинство историков имеет достаточно чёткое представление о том, что происходило в восточных вилайетах Османской империи в годы Первой мировой войны. В этом отношении база источников обширна, поскольку в Османской империи работали зарубежные миссии, действовали разведки всех стран-участниц войны, которые пересылали донесения в столицы своих стран. Но дискутировать с турецкими историками хотелось бы с использованием и архивов Османской империи.

Кстати, в «битву» с историей пытался вклиниться и президент Азербайджана Ильхам Алиев. Во время своего выступления 24 апреля в Праге на саммите, посвящённом пятилетию программы Европейского Союза «Восточное партнёрство», он заявил, что «премьер-министр Эрдоган, выступив несколько лет назад с заявлением, предложил руководству Армении открыть все архивы, с тем, чтобы историки рассмотрели исторические моменты отношений между двумя народами». Здесь надо напомнить, что в годы Первой мировой войны Закавказье входило в состав Российской империи, поэтому основный документальный массив этого периода сосредоточен не в Ереване, или в Баку, а в столичных архивах России. Но удивляет странная логика Алиева: подавать факт об открытии или не открытии архивов как «одолжение армянам» в то время, как давно пора осуществить публикацию всего комплекса имеющихся документов по событиям 1915-1916-х годов, хотя бы для того, чтобы попытаться уйти об обвинений по Геноциду со стороны мирового сообщества. В этой связи наружу «вылезает» ещё одна проблема.

Напомним, что в подписанных в октябре 2009 года Цюрихе армяно-турецких протоколах, которые предусматривают нормализацию отношений между Турцией и Арменией и открытие между ними границ, содержится специальный пункт о создании двусторонней правительственной комиссии турецких и армянских историков. В тот момент Ереван фактически выводил проблему Геноцида из сферы большой политики. Тем не менее, Турция под давлением Азербайджана нарушила условия протоколов, потребовав от Армении уступок в переговорном процессе по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. В результате протоколы так и не были ратифицированы парламентами Армении и Турции, и весь процесс заглох.

Конечно, за это время Анкара проделала некоторую эволюцию в сторону признания факта массового уничтожения армян в годы Первой мировой войны. Свидетельством тому соболезнования потомкам армян, погибших во время событий 1915 года, высказанное Эрдоганом. Как писала в этой связи газета Today`s Zaman, «это был первый случай в истории Турции, когда премьер-министр выступил с обращением в связи с годовщиной Геноцида армян 1915 года, это - исторический шаг, свидетельствующий о том, что в дипломатической манере Эрдоган признаёт, что у них не будет проблем со словом «геноцид», хотя сами они воздерживаются от его использования». Эти слова, подчеркивает Today`s Zaman, «могут иметь намного боле продолжительный эффект, если будут сопровождаться некоторыми изменениями в политике», хотя неизвестно, «поощрят ли эти слова к сближению с Арменией и помогут ли Турции освободиться от того, что Азербайджан держит в заложниках турецко-армянские отношения». Любопытные тезисы прозвучали и статье глава МИД Турции Давутоглу в газете The Gardian о событиях 1915 года: « Нельзя отрицать тот факт, что и армяне в тот период пережили большие страдания. Общие и отдельные воспоминания горестных событий, страдания и большие человеческие потери продолжают разделять турецкий и армянский народы по сей день. Рассказы о событиях 1915 г., в основном, далеки от компромиссной оценки, направлены на углубление соперничества и мешают лечению травмы. Нас соединяет общее горе, оставленное нам в наследство нашими предками. Почти столетнее противостояние доказало, что пока мы не начнём слушать и понимать друг друга, мы не решим эту проблему».

В Азербайджане доминирует иная позиция и иная стилистика в отношении армян. Налицо два процесса, который недавно обозначил экс-глава МИД Турции, бывший председатель Великого национального собрания, член Международного центра Низами Гянджеви Хикмет Четин. Вопреки стремлениям Баку обозначить армянский вопрос как общую с Анкарой проблему, Турция всё же разводит азербайджано-армянские и турецко-армянские отношения. Об этом недавно говорил и глава МИД Турции Давутоглу в интервью турецкому телеканалу NTV. Анкара понимает, что упустила ряд благоприятных возможностей для нормализации своих отношений с Арменией. Ее отход от идей Цюриха сорвал процесс нормализации отношений с Арменией и перекрыл возможности для выхода с этого плацдарма на проблему карабахского урегулирования. Теперь, по мнению итальянского аналитического центра Osservatorio Balcani e Caucaso, в ситуации, когда «армяно-турецкие протоколы 2009 года «умерли», Анкара в преддверии 2015 года может измениться в сторону нормализации отношений с Арменией». Что же касается Баку, то он, как считает эксперт по Кавказу турецкого аналитического центра Strategic Outlook Мехмет Фатих Озтарсу, делает ставку «на работу новых информационных ресурсов, освещающих вопросы карабахского конфликта и Армении», и пытается в Турции «с помощью азербайджанской диаспоры ограничить деятельность армянского лобби».

То есть ставка делается не на дипломатию, а на пропаганду. С такой «мулькой», как говорят в Одессе, «в Европу не ездят». Поэтому, когда президент Армении Серж Саргсян на том же Пражском саммите обвинял официальную Анкару в неконструктивной позиции в вопросе нормализации отношений с Турцией и по проблеме Геноцида, он говорил об одном. Когда же президент Азербайджана Ильхам Алиев пытался «защитить Турцию в ответ на претензии президента Армении», речь шла о стремлении во что бы то ни стало сохранить проблему карабахского урегулирования в контексте отношений в треугольнике Анкара-Ереван-Баку. Но ресурс этой комбинации близок к своему истощению. Турция на пороге новых решений

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Стоит ли ожидать массовых акций протеста в США после инаугурации Дональда Трампа?
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
77.7% Нет
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть