Несмотря на все попытки убедить общественность развитых стран в ненужности традиционных понятий индустриальной эпохи из-за перехода к постиндустриальному обществу, США продолжают проигрывать таблице умножения. Это наглядно подтверждают текущие итоги экономической войны с Китаем. Столкнувшись с невозможностью быстро вернуть оттуда свою промышленность домой, Вашингтон всеми силами пытается запустить новый этап глобальной колонизации, нацелившись сейчас на Европу.
Но тут камнем преткновения оказываются энергоносители, лежащие в основе любой крупной промышленности. В идеале они должны быть только американские. Однако у России газа, во-первых, больше, во-вторых, к европейским потребителям он расположен сильно ближе. К тому же географические условия позволяют его транспортировать по трубе, что существенно (местами почти на 40%) дешевле, чем сжижать, везти через океан кораблями и потом регазифицировать.
Как и в торговой войне с Китаем, газовое противостояние с РФ американцы также проигрывают. Потому что математика одинакова для всех, и она оказывается не в пользу Вашингтона. Но и признать поражение США не могут. Это будет означать сначала окончательную утрату американского доминирования в Европе, а потом и ее неизбежную экономическую интеграцию с Россией.
А так как политика всегда вытекает из экономики, в конце концов, расширение торговых взаимосвязей в основании промышленной пирамиды неизбежно приведет и к потеплению политических отношений между ЕС и РФ, чего Америке не нужно ни за какие коврижки. Стоит ли удивляться попыткам США найти какой-нибудь альтернативное решение, способное русскую газовую экспансию в Европу хотя бы серьезно затормозить, а еще лучше прекратить вовсе?
Одно время ключевую ставку эти ребята делали на так называемый Южный газовый коридор, суливший переброску огромных запасов газа из каспийского региона через Азербайджан и Турцию в обход Черного моря в Европу. Но ставка не сыграла. Вместо теоретически обещанных 150 млрд кубометров (треть от совокупного газового импорта ЕС), пока в трубу получилось закачать только 10.
Причем всего, а не сверх тех 6 млрд, которые изначально обещались Турции. Да и вообще, до европейских хабов этот газ сегодня пока так и не дошел. Отвечающая за финальный отрезок маршрута Италия все еще не может определиться, нужен ей тот азербайджанский газ или нет.
Но американцы не сдаются. Сейчас начата раскрутка нового проекта под названием EastMed (Eastern Mediterranean Pipeline Projeсt). Да, именно так - проект, ибо дальше голой идеи дело зайти не смогло. В том числе по причине откровенной призрачности исходного посыла.
Дело в следующем. Геологоразведка в Восточном Средиземноморье нашла серьезные запасы газа, газового конденсата и нефти. Как это обычно бывает, в немедленно поднятой волне медийной эйфории быстро начали смешиваться реальные цифры найденного с разного рода прогнозами, обычно всегда сулящими золотые горы. В результате сложилось впечатление о нахождении буквально почти на заднем дворе Европы бескрайнего газового месторождения, способного обеспечить Европу топливом минимум лет на 50, если не на 80.
Последнее особенно понравилось Греции, Израилю и Кипру, сходу узревшим фантастические финансовые и геополитические перспективы персонально для себя. Процесс материализации мечты немедленно попытались оседлать США, предложившие им свои инвестиции и технологии.
Для оформления мечты во что-то конкретное, 7 августа 2019 года в Афинах была организована конференция по энергетике в формате 3+1. Три средиземноморские страны (министр охраны окружающей среды и энергетики Греции Костис Хадзидакис, министр энергетики, торговли и промышленности Кипра Георгиос Лаккотрипис, министр энергетики Израиля Юваль Штайниц), в исключительных экономических зонах которых месторождение предположительно расположено, плюс помощник госсекретаря США по вопросам использования энергетических ресурсов Фрэнсис Фэннон.
На ней участники постановили расширять сотрудничество и создать постоянный технический комитет, кроме всего прочего нацеленный на приближение условий, необходимых для реализации проекта Восточносредиземноморского газового трубопровода (EastMed), предполагающего транспортировку газа от берегов Израиля и Кипра, через греческие воды в Италию. Объемы прокачки по которому, конечно же, сразу должны сделать русский "Северный поток-2" для Европы решительно ненужным.
Забавных моментов в этой истории ровно три. Во-первых, по своему смыслу она в точности копирует "Южный газовый коридор", пятнадцать лет назад также преподносившийся как гарантированный убийца российской газовой экспансии. Цифры брались с потолка, а любые "может быть" трактовались строго в пользу гарантии успеха проекта.
С EastMed дело обстоит еще веселее, так как в своих выступлениях представители США не скрывают, что надежда всех расчетов основана на ожидании те самые безграничные запасы газа в треугольнике Кипр-Сирия-Израиль еще только найти.
Во-вторых, все участники новой тусовки явным образом игнорируют текущую политическую реальность. Как минимум, в части нерешенности нынешнего статуса Кипра, на данный момент разделенного между собственно Кипром и мало кем признанной, однако физически существующей Турецкой республикой Северного Кипра, также претендующей на свою долю в прилегающих к острову природных богатствах.
Более того, эти ребята пытаются исключить из учета интересы Турции, не без оснований претендующей на значительную роль в регионе, а значит и на долю в его богатствах. Это не говоря уже о ее собственной постоянно растущей внутренней потребности в энергоносителях.
Ну и в-третьих, тройка средиземноморских стран, плюс американцы, полагают чем-то само собой разумеющимся согласие Италии подключиться в качестве получателя газа для Европы. И это несмотря на до сих пор отсутствующую у нее итоговую позицию по "Южному газовому коридору" до официальной даты окончания работ по которому остается два года. По идее на участке через Адриатическое море работы уже должны бурно кипеть, но по факту там еще, что называется, конь не валялся. Почему Рим к новому проекту должен отнестись как-то принципиально иначе – остается загадкой.
И вот в этих условиях западная пресса начинает громкую шумиху о стопудовом наступлении конца российских "северных потоков". Что тут можно сказать? Мечта, конечно, красивая. Если не считать, что у нас трубопровод уже заканчивают строить, тогда как про EastMed американцы еще только начинают фантазировать.
Комментарии читателей (1):