Долги и резервы, убытки и прибыли — всё это крайности одного и того же параметра, демонстрирующего процветание страны. Соотношение этих величин формирует баланс, и, если его динамика положительная, можно заявлять об успехах.
Но что, если достижения некого государства демонстрировать просто невыгодно? Что если, например, СМИ Соединенных Штатов не заинтересованы сообщать об успехах России, а избежать этого им оказывается нельзя? В этом случае на помощь приходит манипулирование статистикой.
Простой пример — это валютные резервы России и недавний ПМЭФ. По итогам успешно завершившегося в Санкт-Петербурге международного форума западная пресса решила снять с него позитив, а для этого экономику нашей страны решено было сравнить с японской.
В частности, в ряде материалов, вышедших в мировой прессе, сообщалось, что по итогам мая 2019 года валютные резервы Токио выросли на $10,5 млрд, в то время как международные резервы России всего на четыре с лишним. Валютные резервы Китая — почетного гостя форума, по итогам апреля 2019 года и вовсе сократились на $3,81 млрд. Из этого, недружественные России СМИ заключили, что все воодушевляющие итоги форума — фикция, поскольку даже по параметру резервов, «враги» США показывают худшую динамику, чем «союзники».
Подобная подача материала — незначительный, но очень типичный для Запада пример. В англосаксонских СМИ новости, как правило, подаются не в виде фактов, а в виде комментариев к ним, и при этом самым простым способом обмануть аудиторию является манипулирование цифрами.
«По итогам предыдущего месяца общий объем резервов Японии составил $1 трлн 293 млрд, и это при том, что международные резервы России на 1 июня 2019 года достигли рекордных для нее $495,2 млрд». Читая это должно создаться ощущение, что даже по этому параметру Москве до Запада очень далеко. На самом же деле, это неверно.
Пропаганда просто использует неосведомленность публики, беззастенчиво выдергивая цифры из контекста. А между тем, в 2019 году, при госрезервах в 1,3 триллиона долларов госдолг Японии превысил планку в $10 трлн.
Иными словами, всей суммы столь впечатляющих, на первый взгляд резервов, хватило бы разве что на то, чтобы единовременно выплатить 1/10 часть собственного госдолга, не говоря уже о том, что даже весь ВВП страны в два с лишним раза меньше необходимой суммы.
Для сравнения, на начало 2019 года госдолг Японии занимал 251% ВВП, а госдолг России — 3,5%. За весь год Япония увеличила сумму своей задолженности на $141 миллиард, а сумму резервов всего на 10 млрд. Россия же уменьшила госдолг на 3,5 млрд, одновременно увеличив и сумму резерва.
Правительство Абэ открыто признаётся, что нынешний долг при текущей стоимости его обслуживании (в 7,4% ВВП) делает государственные финансы «трудноуправляемыми», а это в переводе на обычный язык означает, что ситуация в японской экономике крайне нестабильна.
И, тем не менее, это не мешает прессе ставить резервы Японии России в пример. Ведь разве стоит упоминания в материалах соотношение накопленного резерва к задолженности, когда задачей СМИ является принизить Москву? Конечно же, не стоит, ведь самое главное — показать, что «даже в этом» параметре союзники США априори могучи.
«Выставляй на свет выгодное и прячь то, что не подтверждает твою точку зрения», — вот золотое правило западной журналистики. И пока в материалах гордо красуется сравнение в $1,2 трлн резервов у Японии, против $495 млрд у России — всё хорошо.
А то, что Федеральный бюджет Японии в 2018 году составлял 861 млрд долларов, при объеме выпущенных для госзаймов облигаций на 1,5 трлн долларов США, уже не важно.
И это при том, что эмиссия долгов (гособлигаций), в прошлом году вдвое превысила бюджет этой страны, а на уплату одних только процентов Японией тратилось 15,6% всех доходов бюджета.
И, тем не менее, западная пресса постаралась очернить достижения России, выразившееся в объеме её резервов, даже использовав для этого преддефолтную (с экономической точки зрения) страну.
Комментарии читателей (0):