Строго говоря, случившееся ожидалось давно, потому было предсказуемо. В процессе закручивания санкционных гаек в торговой войне с Китаем, рано или поздно Трамп должен был перекрыть кислород собственным американским потребительским маркам. Если в электронике Америка еще производит хотя бы самые ключевые элементы, вроде процессоров, то в сегментах одежды и обуви положение характеризуется одним коротким словом – полный... и это не жираф, а бегемот.
Не прошло и недели после анонсирования президентом США очередного пакета антикитайских торговых санкций, как более 170 американских обувных и одежных компаний обратились к нему с открытым письмом. Основной посыл в котором – «хозяин, волю твою исполнить никак невозможно. Китай, безусловно, Америке враг, но персонально для нас надо сделать исключение, иначе американский рабочий класс (прямо так и сказано – семьи из рабочего класса!) окажется вынужден ходить буквально босяком. Смилуйся и пожалей, не губи».
В определенном смысле приведенные в нем аргументы свою логику, безусловно, имеют. На данный момент в сегменте одежды и обуви импортируются 98% всего американского потребления. Даже знаменитые джинсы Levi's в Соединенных Штатах уже не шьют. Из всего импорта больше 70% производится в Китае.
Таким образом, все вводимые Трампом санкции, в конечном счете, оплачивает не Пекин, а рядовой американский потребитель. Средняя торговая пошлина на ввоз обуви в США составляет 11,3%, а некоторые позиции облагаются по ставке в 67,5%. В случае введения дополнительных 25% поборов американским покупателям в ряде случаев придется платить буквально 100% налоговой накрутки. Настало время закончить эту торговую войну - пишут авторы.
Иначе, как подсчитали эксперты ассоциации "Дистрибуторы и продавцы обуви Америки", американцам (именно простым американцам, рабочему классу!) придется раскошелиться на 7 млрд долларов в год. Самые популярные сегодня в стране кроссовки типа "skate" подорожают с нынешних 49,99 долларов минимум до 65,57. Типичные массовые охотничьи ботинки поднимутся в цене со 190 до 248,56 долларов, а обувь для бега подскочит сразу на треть, со 150 до 206,25 долларов за пару.
Политические консультанты, советующие Трампу обложить дополнительными 25% весь китайский импорт, видят лишь 11,4 млрд долларов обувного импорта из Поднебесной, потому думают, что казна пополнится на 2,85 млрд. Но они не учитывают естественных рыночных последствий подобного шага. Из-за роста цен продажи упадут. В ряде случаев даже более чем на 30%. То есть американская экономика потеряет около 3,5 млрд прямых убытков и до 1,3 млрд падения налоговых сборов.
В общем, все плохо. Давай, если эту войну в целом уже отменить нельзя, то хотя бы сделаем в ней отдельную лазейку для продукции легкой промышленности? Иначе ведь совсем помрем! Отец родной, не губи.
С этого момента начинаем внимательно следить за руками. Современное рыночное вранье от прошлых версий отличается тем, что оперирует оно совершенно правдивыми цифрами. Просто озвучиваются они не все и строго в тщательно подобранном порядке.
Например, откуда взялись под письмом целых 173 подписи? Столько обувных и одежных марок в Америке нет. Ее легкая промышленность конкуренцию Китаю проиграла одной из первых. А тех, кто удержались на плаву, можно посчитать буквально по пальцам рук. Adidas, Puma, Sketchers, Under Armor. Словом, раз-два и обчелся. Но при этом их персональная зависимость от китайских заводов не так уж и велика. Nike в поднебесной делает лишь 26% общего объема сбыта. Остальное производится во Вьетнаме и Бангладеш. Adidas "китайский" – всего на четверть. Львиная его доля опять вьетнамская и индонезийская. Сильную (65%) зависимость от Поднебесной имеет разве что Sketchers.
Но и тут не все так линейно. От трети до половины производимого в Китае, потребляется тоже в Китае. Известные бренды в американском сбыте вообще имеют в сумме менее половины общего объема. Остальное – если не откровенный контрафакт, то нечто стоящее на грани. В свое время рубашки-поло получили свое наименование от одноименной компании, их производившей. Сегодня брендовость или небрендовость у них определяется наличием лейбла, поднимающего цену товара местами на полтора порядка. При том, что сами рубашки могут шиться на одной и той же фабрике, по одним общим лекалам из одной партии ткани.
Рассказано все это к тому, что реальных производителей среди подписантов петиции чуть более двух десятков, все остальные - ритейлеры. И вот им деваться действительно некуда. В нонейм сегменте Китай на две головы превосходит конкурентов по качеству продукции, скорости реакции на пожелания заказчиков и гибкости условий поставки. Пакистанцы, малазийцы или вьетнамцы с индусами так не умеют. А бизнес это, в первую очередь, деньги, которые зависят от сроков. Сбытовым сетям действительно некуда податься кроме Пекина. Альтернативные варианты отсутствуют.
Но бить челом только от собственного имени им в Америке недостает медийного веса. Десятилетиями их маркетинг строился на собственном обезличивании в угоду возвеличивания товарных марок. Приходите не в какой-нибудь универмаг Дяди Сэма, где все есть, приходите за новой коллекцией Nike, которая уже есть в универмаге Дяди Сэма! Этим одежные и обувные бренды сейчас и воспользовались. Их упоминание сильно придает веса всей петиции в целом.
Более того, они получают возможность тоже прикидываться сиротой казанской, нуждающейся в срочном спасении. На все вопросы Трампа - а как же "Make America Great Again"?! - они в один голос затягивают заунывную песню про непреодолимые сложности и шокирующую дороговизну переноса современных производств.
Мол, это четверть века назад было легко и просто, собрал ангар, поставил конвейер, подключил электричество и работай себе спокойно. Сегодня рабочим зарплату плати, удобные условия труда обеспечь, новое дорогое оборудование поставь, экологию не попорть, лишнюю бумажку или обрезок сырья мимо урны не выкинь.
Да еще всякие фрики в любой момент могут заблокировать бизнес из-за того, что где-то кому-то показалось, будто бы во время окраски ткани на соседнем поле пострадал суслик!
В общем, сэр, идея, безусловно, правильная, но вот меры явно преждевременные. Дайте нам лет так хотя бы... примерно... ну... например 20-30, и вот тогда уж мы ого-го! А пока, сорри, никак невозможно. Решительно никак. Ведь сами видите – и кивок в сторону огромной толпы страдающих ритейлеров. Народ требуется спасать, сэр. Лучше всего путем отмены санкций.
И ведь красиво зашли, шельмы. Приведенные в обращении цифры с легкостью пройдут любую проверку на валидность. Никто никого не обманывает. Теперь уже Трампу придется искать какой-то нетривиальный выход из сложившегося положения.
Современная публичность, она такая. Если та "Great Again" требует таких жертв, а возврата заводов все равно не будет, то зачем она вообще такая красивая кому нужна? Если этого "не поймет" сам Трамп, то ему это на пальцах тут же пояснят демократы на ближайших перевыборах. Но стоит ему хоть на шаг сдать назад, как на ногу чугунной чушкой немедленно рухнет прецедентное право. Тут же набежит длинная возмущенная очередь – если им можно, то почему персонально нам нельзя? И как в этом случае отрицательное внешнеторговое сальдо выравнивать?
В общем, запасаемся попкорном, будет интересно.
Комментарии читателей (1):
Даже если это вранье, то очень зрадное.