Не секрет, что в «демократических» 90-х правдой принято было считать то, что одобряется коллективным Западом, а потому указом сверху решено было полагать, что седьмое апреля 1994 года становится точкой отсчета для рождения российской части интернета.
И действительно домен первого уровня «.ru» был зарегистрирован в Кремниевой долине именно в эту дату. Но, во-первых, корпорация по управлению доменными именами США сделала это лишь потому, что тремя днями ранее там же была учреждена компания Netscape Communications — создатель первого в истории коммерческого веб-браузера, а во-вторых, произошло это отнюдь не в первый раз. У России уже был национальный домен первого уровня и назывался он «.su» — имя, зарегистрированное за Советским Союзом.
Однако, если поначалу «рождение» отрасли можно было считать пустой формальностью и никакого Рунета в то время на деле не существовало (само это слово появилось лишь спустя несколько лет), то теперь российский сегмент сети действительно превратился в Колосса.
За 25 лет своего развития Рунет показал головокружительные рост. Те, кто понял его потенциал своевременно — Rambler, Яндекс, Ozon, Mail.ru и так далее, сегодня стали флагманами отечественной индустрии, а с 2003 года к процессу подключилась и власть. Все госучреждения спешно обязали обзавестись личными сайтами, а юридическая сторона Рунета начала формироваться по всем фронтам.
В гонке создания социальных сетей, чье влияние затрагивало уже и геополитические вопросы Россия также сумела создать свой задел. «Одноклассники» и «Вконтакте» во многом защитили регион от англосаксонского вмешательства. Как минимум египетского сценария «цветной» революции, от и до проведенной через Facebook, уже можно было не опасаться.
«Вконтакте» по своей посещаемости в 70 миллионов пользователей ежедневно успешно конкурирует в России с Goggle и Facebook, а сама сеть насчитывает свыше трети миллиарда пользовательских профилей.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 01.11.19 День независимости Рунета
С 2010 года многие госуслуги в России начали предоставляться в электронном виде, а сегодня большинство документов не требуют присутствия для того, чтобы их получить.
По существу, русский интернет сегодня — это третья, после военной и атомной отечественная отрасль, которая на равных конкурирует с ведущими мировыми игроками. А их в мире, по существу, всего два — США и Китай.
По последним данным объем всех отраслей и рынков, связанных с цифровой экономикой нашей страны, уже превысил ⅕ ВВП России, а доля одной только электронной коммерции составила 2,5%. Тот, кто по роду деятельности или в меру возможностей бывал за рубежом давно не удивляется развитости российской сети и знает, что степень интеграции быта в России с возможностями, которые предоставляет Рунет гораздо выше, чем в ряде стран Западной Европы. Пока многие по привычке рассказывают о том, как мы «отстаем» от «развитого ЕС», россияне спокойно платят за покупки в магазинах через телефоны, переводят средства с карты на карту и нажатием одной кнопки вызывают такси, что во многих странах Европы далеко не так доступно.
Тем не менее, новые реалии принесли и новые угрозы. Если проекты, инициативы и площадки действительно генерируются внутри страны, то сама структура глобальной сети Россией не контролируется.
В некотором роде это похоже на фешенебельный отель, расположенный на плавучем острове, вот только открыть шлюзы и затопить этот остров Запад может в любой момент.
Интернет изначально проектировался как военное средство, а значит, если есть путь между отправителем и получателем, то этот путь можно перекрыть.
По этой причине в 2015 году в силу вступил закон о переносе персональных данных на территорию России, на что Запад всеми силами не желает идти.
Нынешний закон о безопасном и устойчивом Рунете, прошедший окончательное чтение в апреле 2019 года призван решить эту проблему. Пока заинтересованные в истерии стороны преподносят документ как «попытку блокирования российской части сети» и как «посягательство на свободу слова» (при этом как правило, не читав сам закон), назначение законопроекта в корне иное. Его главная задача и функция — предотвратить выключение России из глобальной сети, а заодно в принципе защитить ее от такой возможности.
А ведь именно такие меры активно обсуждает наш стратегический «партнер».
В целом, сомневающихся можно понять, но при этом необходимо осознавать и то, что для отключения Рунета от глобальной сети Западу достаточно отключить так называемые корневые серверы. То есть сервисы, на которых хранятся сведения для перенаправления от текстовых адресов к физическим. А учитывая, что заблокировать доступ к корневым серверам из определенного региона – вполне решаемая задача, новый закон обоснованно призывает к созданию в России собственных копий корневых серверов.
В целом 25 лет — небольшой срок для подобной отрасли, однако за него российскому интернет-сообществу, бизнесу, домену RU/РФ, а в некотором роде и государству, удалось проделать большой путь. Его итогом стала высочайшая популярность Рунета у пользователей не только в России и СНГ, но и за их пределами. А также качество услуг, конкуренцию которым могут составить лишь интернет Китая и США.
За эти годы Рунет перестал быть отдельной индустрией, а превратился в полноценную среду для трансформации традиционных отраслей в неотъемлемую часть современной жизни. Во флагмана и опору, двигающую страну вперед.
Комментарии читателей (0):