Как известно из внутренней политики США, истинная демократия – это власть демократов. А поскольку Трамп к этой ветке кланов не принадлежит, то любые его шаги на внешней арене априори осуждаются. Не являются исключением и события вокруг КНДР. Между тем отношения США и Северной Кореи выходят далеко за рамки двустороннего «сотрудничества» и являются отражением не только внутренней политики США, но и перспектив отношений Америки с конкурентным Китаем.
КНР-КНДР
Сторона Трампа традиционно преподносит любую ситуацию вокруг Кореи в качестве сплошных успехов, причем не важно о каких конкретно встречах или решениях идет речь. За время его президентства были прекращены ядерные испытания, начата процедура возврата «заложников» (арестованных ранее граждан США), запущен перенос захоронений американских солдат впервые за 65 лет и так далее. Тем не менее, это не раскрывает всей полноты проблем.
Противоположная сторона ожидаемо преподносит все ровно диаметрально. С их точки зрения всё что ни делает Трамп – делается плохо. Он ненавидит демократию и проводит все подобные встречи исключительно из любви к авторитарным режимам. Он рушит авторитет США по любым вопросам, и пока Конгресс всеми силами защищает страну от разрушительных встреч лидера с Путиным, Трамп встречается с Ким Чен Ыном.
Третья сторона – масс медиа вне мейнстрима описывают что угодно, кроме сути вещей. Например, в чем был одет Трамп на той или иной встрече с Кимом, или как перемещались члены делегаций, решая куда пойти.
Реальность, как хорошо заметно, ни одна из официальных точек зрения не проясняет.
За пыльными портьерами
США – неоднородное государство, причем неоднородное не только в рамках многослойности этноса, полномочий штатов и плюрализма институтов властей, но и с точки зрения расклада сил внутренней элиты. С 2016 года власть одной из ведущих сторон ослабла, и в истеблишменте начался раскол.
Неслучайно в последние пару лет из экспертной среды резко исчезли тезисы о вечной монументальности американской системы. Закостенелые и нелепые утверждения о том, насколько прочна и незыблема пирамида власти в США, наконец уступили реальности. И если ранее положение вещей при котором президенты менялись, а Вашингтон продолжал устойчиво стоять объяснялось тем, что виной всему качество американской машины, сегодня мы видим, что дело обстоит не так.
Система попросту была исполнителем чужой воли, и пока транснациональные элиты, стоящие за портьерами официальных властей, были сильны – скупали конгрессменов и сенаторов, контролировали ключевые институты и формировали внешнеполитический курс, им действительно не было дела до того, кто сидит в президентском кресле. Систему не было нужды расшатывать, поскольку вне зависимости от фасада правили ей одни и те же люди. Однако стоило правящей с конца XX века элите начать ослабевать, как началась борьба за власть. События после 2016 года мгновенно показали, на чем на самом деле базировалась стабильность американской системы и в чем был её «секрет».
Аналогично медийные оценки происходящего между США и КНДР всего лишь отблески от куда большего конфликта. Как, впрочем, и её роль в «войне» США и КНР.
Пхеньян-Пекин
Чем активнее реализуется процесс многополярного мира, тем нагляднее мировая политика распадается на «мир задних дворов». Три ведущие мировые державы Россия, Китай и США постепенно расчерчивают планету на сферы влияния и совокупная мощь первых двух уже ограничивает Америку до действий на приграничных плацдармах. Грубо работать на территории Китая и России Вашингтону уже нельзя, поэтому головной болью для Москвы стала Украина, а аналогичную роль против КНР должна сыграть КНДР.
При этом позиция Китая по Северной Корее довольно противоречива. С одной стороны, Пекин желает объединения двух Корей под собственной эгидой. С другой стороны, со сменой элит в США и приходом агрессивной точки зрения в отношении КНР Пекину требуется «дубинка». И такую региональную функцию против США может сыграть лишь КНДР. Причем желательно вооруженная до зубов и внешне непредсказуемая.
Формула скопирована у самой Америки, как, впрочем, и большинство из того, что применяется Китаем на мировой арене. Она звучит примерно так – мы мирный народ и всегда выступаем за сотрудничество, однако Ким Чен Ын неуправляем, так что если вы начнете стягивать кольцо военных сил против нас…»
Не стоит забывать и о том, что Китай не отказался от идеи вернуть Тайвань и в виду более активных угроз США в Южной-Китайском море эти амбиции лишь возросли. С этой точки зрения Пхеньян нужен Пекину для обмена, но нужен тем не менее в любом случае.
Для США же нужна постоянная северокорейская напряжённость поскольку пока она есть, задний двор КНР можно наполнять западными войсками. С этой точки зрения угроза Северной Кореи позволяет окружать Китай также, как в свое время нелепая угроза иранского нападения называлась причиной для развертывания американских ПРО у границ России.
По этой причине Китай подтолкнул Пхеньян к формальным жестам призванным показать миру, что таких угроз, которые приписывают ей американцы страна не представляет, при этом непублично напоминая, что в случае попытки США радикально решить вопрос в первые же 10 минут погибнут 10 млн. южнокорейцев. Вместе с ореолом жандарма окружающим Вашингтон. А в течении 24 часов – свыше 20 000 американских солдат в Южной Корее и вероятно на Окинаве, не говоря уже о региональных союзниках с учетом подрыва атомных станций.
При этом сами корейцы по обе стороны от демилитаризованной зоны имеют свое мнение на данный вопрос, которое, впрочем, никто не слышит. Пока США и КНР ведут противостояние на плацдарме разделенного полуострова, сами они исповедуют простую формулу того, как дальше жить – «одна страна, один народ, два различных строя».
Более того, лидер КНДР давно озвучил то, что говорят и на кухнях в Южной Корее, а именно рецепт демилитаризации всего полуострова к которой якобы стремятся и США. Звучит он так – КНДР готова снять с вооружения и положить на склады свое ядерное оружие, но только в том случае если американская армия покинет Южную Корею со всеми базами подальше от их страны. Затем обе Кореи проведут процесс сокращения вооруженных сил и демилитаризацию в результате которой даже корабли с ядерным оружием третьих стран не смогут заходить в южно- и северокорейские порты.
Ни Китай, ни Россия не угрожают КНДР и Южной Корее, дисбаланс вносят лишь США. Именно они, угрожая КНДР своим присутствием провоцируют Северную Корею угрожать Южной. Убрав Вашингтон из уравнения можно было бы давно и многое изменить, но в нынешних реалиях КНДР нужна Америке как повод для давления против Китая (в том числе для блокировки линий «Нового шелкового пути»), а Китаю Пхеньян полезен как ядерная дубинка, а заодно гарантия того, что объединение (когда бы оно не случилось) пройдет именно под эгидой КНР.
Комментарии читателей (0):