Как было замечено в предыдущей статье об интеграционных шагах на постсоветском пространстве, на данном этапе начало объединительных процессов, особенно на участке уже существующего Союзного государства, устранило бы множество проблем. Оно послужило бы сигналом и катализатором к запуску подобных процессов у «младших партнёров» в среднеазиатском подбрюшье, вызвало бы кумулятивный политэкономический эффект и запустило бы синергию совсем другого порядка.
Раскрыв глубинные подоплёки неизбежности интеграционных процессов, мы не можем не обратить внимания на более «земные» политические и экономические доводы.
Хоть Белоруссия и привязана к нам в военно-политическом аспекте, но Бацька не вечен, и при любых сменах и переменах там, эту часть Русского мира начнут качать не по-детски. Александр Григорьевич - слишком стержневая фигура для этой маленькой республики, и на него там завязано абсолютно всё.
Вкладывать в прилегающую во всех смыслах экономику, и напрямую и опосредованно, с нашей стороны можно много и долго, а потом в одночасье лишиться всего – нет уж, извольте. А лишившись, ещё и пожинать плоды образования очередной «анти-России» под боком, и когда бы у применяемой к нам стратегии «тысячи порезов» появился бы шанс на хоть какую-то эффективность. «Спасибо - плавали, знаем».
Мы живём в Империи, куда входят (в алфавитном порядке): Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, республика Бурятия, республика Дагестан и другие из 22-х национально-государственных образований по списку. Все народы, там проживающие, прекрасно понимают и ощущают на себе все преимущества жития в одном пространстве, пространстве Русского мира, они и входят в него, они его составная часть. Но Россия не вдохнула ещё полной грудью после пережитой Смуты 3.0.
Только представьте, если бы в нынешней РФ, экономически и по населению соизмеримый с Белоруссией Питер с областью постоянно вставлял бы палки в колёса, бесконечно чего-то требуя и устаканивая, многовекторно виляя, торгуясь и маневрируя, а Сибирский федеральный округ, сопоставимый с Казахстаном, изгалялся бы по своему, хоть и менее извращённо, чем Белоруссия. Татарстан бы требовал своего, Южный федеральный округ - своего, а Дальний Восток пел бы свою песню.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Как медленно и скованно мы развивались бы, как были бы менее конкурентоспособны и не в состоянии отвечать всем тем современным, общепланетарным вызовам, что стоят перед нами, не говоря уже о будущем. Всегда держите эту картину в уме, экстраполируя на все наши разрозненные на данный момент земли. Зачем Русскому народу –многонациональному народу Русского мира - столько «государств» на своём жизненном пространстве?
Как уже было отмечено, можно уверенно констатировать закончившиеся времена политического шпагата с многовекторным раскорячиванием. Ведь Лукашенко всячески увиливал от шедших естественным ходом интеграционных процессов, что по-человечески понятно. Да, он был продуктом своей эпохи, и не он разрушал единую страну, в которой мы все жили. Даже, как мог, сохранял её образ и суть в этом отпавшем осколке некогда единого пространства. Невозможно четверть века безраздельно заведовать собственной вотчиной, получившей в одночасье независимость, и не прикипеть к этой власти всем своим нутром, к этому «обладанию» своей «малой Родиной»… такова человеческая натура.
Дети, внуки, - для них хотелось лучшего будущего и передачи им этого властного скипетра. Старший уже заведовал всей силовой составляющей и был заместителем отца по национальной безопасности. Средний не особо выделялся и получил в вотчину развитие спортивной составляющей республики. А вот младший, судя по всему, явно готовился к продолжению династической линии. И по возрасту подходящий, лет через 20 как раз скипетр подхватил бы.
В общем-то, по-людски всё понятно, но мы-то оперируем над-человеческими величинами. И когда речь идёт о судьбах целого народа, да ещё такого планетарно значимого, как русский, всё подобное должно решительно отметаться.
А ведь мы находимся с Белоруссией в самом плотном взаимодействии, даже по вывеске – Союзное Государство (одно! единое!). И одновременно, подогреваемые такими вот индивидуалистическими мотивами, имеем со стороны республики такие проблемы! С его, в определённых плоскостях, ограниченной сущностью крепкого советского хозяйственника, его видением своей «царской династической» семейной линии, его ролью (во многом положительной) в сохранении этого советского осколка. Как долго это может продолжаться?
Ну что ж, менее года назад все мы увидели некоторые, хоть и опосредованные, проблески в этом вопросе. Ваш покорный слуга уже тогда уверенно заявил, что в самые ближайшие годы всё пойдёт по совсем ускоренному сценарию, и мы будем жить в одном государстве, чем, как всегда, многих удивил. Перманентный застой в этой плоскости и уже обозначенное отсутствие этой темы в медиаполе ничего в то время не предвещало. Да, как уже говорилось, мы не могли распылять собственные возможности в пиковых нагрузках противостояния с тогда ещё единым Западом. Теперь же на это не требуется неимоверного напряжения всех без остатков сил. Время пришло.
Особенно для Бацьки, уже с лихвой исполнившего свою историческую роль, за что ему земной поклон. Но его видение на часть многонационального Русского мира, как на собственную вотчину, где должно царствовать его потомство, смертельно тормозит нас всех. А для того есть экономические рычаги – пришлось нашему Кормчему браться за них.
Вся экономика республики глубоко сидит на дотациях и не надо ходить к гадалке – чьих. Определённая доля такой подпитки идёт через прямые вливания-кредиты, весьма охотно дававшиеся на определённых этапах, видимо, не без исключения таких вот будущих вариантов. Только надводная часть айсберга по кредитам, что нам должны, там приближается уже к 15 «ярдам резаной бумаги зелёного цвета».
Другая значительнейшая часть экономики РБ субсидируется через наши скидки на энергоносители, а ведь в её экспортной структуре доходы от НПЗ занимают чуть ли не треть.
Немаловажны и прямые инвестиции:
Про «Великобританию» и «Кипр» - думаю, даже неискушенному читателю можно догадаться, что в значительной степени это тоже наши вложения, то есть в сумме имеем порядка 70%. Способов влияния тут масса. Смотрите, за последние 10 лет валовой внешний долг Белоруссии вырос намного больше, чем в любой другой стране СНГ или Восточной Европы.
Например, за недавний период он подскочил более чем в 20 раз: если на начало 2007-го он составлял менее 600$ млн., то на начало 2012-го — уже более 12$ млрд.
Вот ещё один любопытный график.
Конечно, некоторые современные экономисты в своей виртуальности вообще не склонны рассматривать госдолг, как негативный фактор и споют вам кучу дифирамбов по нему. Да и такое соотношение к ВВП на голубом глазу назовут нормальным, мол, посмотрите на другие страны – тут.
Ну, давайте ещё сравним с США или Японией! Тут ведь всё дело в причастности к этому мировому глобалистскому паразитическому червю, позволяющей иметь существенные преимущества не только в монопольно высоком потреблении, но и главное — управлении всеми экономически подчинёнными объектами (в том числе и многими государствами мира) по своему усмотрению. Где они и где Белоруссия, что там и рядом не стояла!
И тут медаль поворачивается интересной стороной. Должны нам, а не им. Да, на определённых этапах давали на развитие, помогали, субсидировали. Теперь такой период позади, и если ты своими отсталыми представлениями тормозишь общее становление, в том числе и вверенной тебе части Русского народа – пора столкнуться с действительностью.
Да и так ли уж хороши белорусские хозяйственники? Не они ли просадили порядка 100$ млрд. российских дотаций за 25 лет и набрали 50$ млрд. госдолга, причем долги набрал всего за 10 лет? Казалось бы, такой суммы достаточно для двух последовательных модернизаций всей промышленности крохотной Белоруссии, ан нет, «а воз и ныне там», а кое-где советский промышленный задел ещё и деградирует.
Картина стремительно ухудшается. Начиная с 2013-го, ежегодные выплаты по внешнему и внутреннему госдолгу РБ превышают 3$ млрд. и они, как снежный ком, растут, стремясь уже к 10% от всех бюджетных расходов. В 2018 году предстояло изыскать на выплаты по госдолгу 3,7$ млрд. (против 3,4$ млрд. в 2017-м). И мы же ещё вливаем туда сотни миллионов для его рефинансирования (в 17-м году – 700$ млн.!).
Итак, как видим, Владимир Владимирович имел достаточно комплексных рычагов для влияния на политическое поле, даже не выходя за рамки договорённостей по Союзному Государству и ЕАЭС, но ещё и используя их. Потому и последовал приезд в Минск 19 июня 2018 года на высший госсовет Союзного Государства сразу четырех первых лиц России — Владимира Путина, Дмитрия Медведева, Валентины Матвиенко и Вячеслава Володина. Вся тяжёлая артиллерия по всем фронтам была в сборе, а ведь такого не было очень давно.
Но, судя по всему, имея такие мега-серьёзные экономические аргументы на руках, даже такое массированное наступление по всем фронтам натолкнулось на отказ от всего и вся со стороны Лукашенко. Это была первая стадия – «Отрицание», по известной психологам пятиступенчатой градации в принятии неизбежного, ибо таковым оно объективно и является.
Нужна была некая «тростинка, что переломила бы….» тренд в нашу сторону. И, конечно же, она была срочно найдена, так как давно в нашем загашнике лежала. Аж с ноября 2014-го, когда Госдума приняла в третьем чтении законопроект о налоговом манёвре в нефтяной отрасли. Согласно ему, сокращались экспортные пошлины: на нефть в 1,7 раза; на нефтепродукты в 1,7–5 раз в зависимости от вида.
Одновременно вырастал налог на добычу: нефти в 1,7 раза. Ставка НДПИ на нефть в 2015 году достигнет 775 рублей за тонну; газового конденсата в 6,5 раза.
Для такого шага тогда была масса причин, как внешних, так и внутренних. Вовне манёвр был обращён в связи с созданием Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с Казахстаном и Белоруссией. У них появлялась возможность увеличения беспошлинного ввоза нефти и нефтепродуктов и их последующего реэкспорта. В то время смысл манёвра заключался в том, чтобы поэтапно сократив экспортные пошлины до уровня Казахстана, снизить экономические стимулы для реэкспорта.
Но именно поэтапно, и всего лишь до цифры 1.7, чего мы и не очень-то спешили делать, оставляя определённым аргументом при сближении позиций внутри ЕАЭС. Но не меньшим, а то и большим, для появления такого закона, был ворох внутренних причин. Необходимо было сокращение налогового субсидирования переработки за счёт добычи. Ведь ранее такие субсидии были стимулом для работы целого ряда неэффективных НПЗ, специализирующихся на мазуте.
Другой стороной медали стала масса расплодившихся хозяйствующих субъектов внутри России, что покупая сырье по цене ниже рыночной, стали эксплуатировать этот дифференциал в пошлинах и отправлять нефтепродукты на экспорт, зарабатывая на этом огромные деньги, не поставляя ни тонны на внутренний рынок. Ведь как уже было замечено, дифференциал между пошлиной на нефть и пошлиной на нефтепродукты, исторически был заложен, чтобы поддержать маржу переработки нефти внутри страны.
Пользуясь этим, те компании, которые даже не поставляли нефтепродукты на внутренний рынок, отправляли их на экспорт, часто под видом товаров прикрытия. Когда эта практика приобрела фантастические масштабы, когда мы увидели, что бюджет уже стал терять сотни миллиардов рублей, тогда и был выдвинут этот законопроект для нормализации ситуации. То есть, мы имели острую внутреннюю необходимость вводить этот закон, и никто ни в чём нас не может попрекнуть.
А раз есть «налоговый манёвр», то вот вам и «завершение налогового манёвра» и мы тут же видим распоряжения правительства РФ от (обратите внимание на дату!) 21 июня 2018 года №1246-р, №1247-р: «О внесении в Госдуму законопроектов о завершении «налогового манёвра» в нефтегазовой отрасли».
«Законопроектами предлагается постепенно снижать с 30% до 0% от цены нефти ставку вывозной таможенной пошлины на нефть в течение 6 лет, начиная с 1 января 2019 года. Выпадающие доходы федерального бюджета в этом случае будут компенсированы в виде увеличения сумм налога на добычу полезных ископаемых, которые будут уплачены недропользователями при добыче нефти и газового конденсата за аналогичный период, посредством увеличения ставок этого налога.
Равномерное повышение ставок НДПИ при добыче нефти и газового конденсата на величину снижения с 30% до 0% от цены нефти ставок вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты предусматривается также в течение 6 лет, начиная с 1 января 2019 года».
После такой соломинки Александр Григорьевич вошёл во вторую стадию принятия неизбежного – «Гнев», что тут же сказалось в знаменитом лукашенковском спиче 22 июня во время его рабочей поездки в Шкловский район РБ.
Эмоциональность его тогда была понятна. Как он высказался: «Причина одна: невыполнение (экономических задач внутри Белоруссии) — смерть. Мы на фронте.
Не выдержим эти годы - провалимся. Значит, надо будет или в состав государства какого-то идти, или об нас просто будут вытирать ноги» - значит, были-таки сделаны экономического плана предложения, перетекающие в политические, от которых нельзя отказаться.
«А, не дай Бог, развяжут еще войну, как в Украине» - речь о другой части мира, к которой и можно обратиться за «спасительными» кредитами, дабы попробовать избежать «династической смерти», но чем такое обращение чревато он прекрасно понимает. Куда не кинь - везде клин.
Затем следует дубль два - 22 августа в Сочи. Пресс-службы президентов ограничились публикацией протокольных приветствий без констатаций каких-либо договорённостей, что не характерно для подобных мероприятий.
И на этом фоне «ход Бабичем», назначенного в РБ новым послом, биографию которого в СМИ так колоритно обсасывали: полковник-десантник, служил в войсках КГБ, возглавлял правительство Чечни, когда там шла контртеррористическая операция… Короче, крутой мужик, или, если говорить более политкорректно — кризисный менеджер с жесткой хваткой, можно сказать, прям «смотрящий» за интеграцией!
Далее, закрепляя наступление, переговоры Владимира Путина и Александра Лукашенко в Сочи 21 сентября, длившиеся более шести часов. Сам Лукашенко заявил: «И если откровенно, то это были даже не сложные, а тяжёлые переговоры. Но результативные». Видимо «результативностью», в его личном контексте, было то, что пока худо-бедно, но отбился.
Потом предновогодний, весьма эффективный раунд в Кремле, 26 декабря, пред которым Александр Лукашенко жаловался прессе на требования, предъявляемые ему Москвой.
Атмосфера накануне была напряженной, Лукашенко даже в гневе позволил себе фразу, что «наши страны больше не являются братскими», и возложил ответственность за это на неких «новых людей», которые откуда-то «пришли». На кадрах из официальной видеосъемки накануне встречи хорошо видно, что Владимир Путин был настроен жестко. Разговор за закрытыми дверями длился около четырех часов. Видимо, здесь и произошёл сдвиг из стадии «Гнев» в стадию «Торг».
Результаты, о которых поведал первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов, были весьма впечатляющими: «Была достигнута договоренность о создании рабочей группы, которая будет взаимодействовать и состоять из представителей правительства. И эта рабочая группа будет готовить предложения по нашей дальнейшей интеграции и решению тех насущных вопросов, которые беспокоят правительства наших стран». «Ход Бабичем» закреплялся целой «бригадой спецназа» - рабочей группой по вопросам интеграции.
Ну и на данный момент, как вишенка на торте, трёхдневные переговоры. Трёхдневные! С присутствием всех ведущих министров с обеих сторон. Это новый рекорд, говорящий о значимости происходящего, тем более они начинались в стадии «Торга», то есть были более-менее конструктивными. Правда, таких «вишенок», думаю, ещё не одну увидим.
Первое, что необходимо заметить, это первый раз за все прошедшие раунды – президент Белоруссии был искренне доволен. Так радуется человек, наконец-то принявший сложное и вынужденное решение, которое так долго тяготило его и к которому его подталкивали. У него как бы свалился груз с души, так давивший на неё, то есть частично наступало «Принятие». Но не стоит обольщаться этим, прежнее ещё несколько раз будет брать своё и возвращаться стадиями «Торга» или пропущенной пока «Депрессией». Ведь для него безраздельная власть и династическая преемственность не были какой-то там лелеемой заветной мечтой, а были твёрдым будущим, должным сто процентов наступить.
Интересен выход к прессе в «Сириусе». На вопросы наивных журналистов: «Как там обстоят переговорные дела по налоговому манёвру?», - был получен ответ, что какой там ещё манёвр, мы тут интеграцией занимались, не до манёвра нам, ни вспоминали его ни разу, - что с самого начала и было очевидно. Журналистская братия тут же переключается и следует вопрос: «А насколько вы далеко готовы зайти в этом процессе?», и подковырка про суверенитет.
В витиеватом ответе Александра Григорьевича отметим два показательных момента. Опустим все эти общие слова про суверенность, ибо Лукашенко не доктор наук, а хитрый и крепкий хозяйственник, многое чувствующий нутром.
Любопытна фраза, как крик души прям какой-то: «А что мы оставим своим детям?», несомненно говорящая, пусть и не в контексте его растекающегося по древу спича, о его династических и уже фантомных болях. Но зная этот его момент, эту его слабость, проницательный Владимир Свет Владимирович не мог не пойти ему всячески навстречу, и будущее преемника Лукашенко в строящейся Империи, скорее всего, было гарантировано. Вот и позвали его на смотрины.
Другой момент, это перетекание его ответа в поле «а сами-то вы насколько хотите интеграции» и «надо бы у обоих народов поинтересоваться». Тут со всей отчётливостью вылезает наружу один из аргументов, что Лукашенко применял на переговорах, дабы попытаться остановить «надвигающийся локомотив истории». Мол, давайте проведём референдум, спросим народ про интеграцию, и на этом поле, при определённой предварительной накачке электората, что-то бы да попытался вымутить, хватаясь за соломинку.
Но в последующем за его спичем ответе Путина хорошо видны те контраргументы, о которые все подобные поползновения разбивались. Мы сейчас делаем ревизию Союзного государства, уже существующей и законодательно оформленной структуры – так и какие тут могут быть референдумы?
Безусловно, мы в России приверженцы плебисцита во всевозможных его формах, Крым не даст соврать, и референдум будет. Но только на самой последней стадии воссоединения, когда невозможно уже будет через подрывную инфодеятельность пудрить людям мозги. Когда граждане уже реально поживут в объединённом пространстве, имея два паспорта на руках, когда все надуманные страшилки будут разбиваться о настоящую, привлекательную действительность. То же самое будет и с другими ныне разрозненными осколками.
Итак, старт дан. Получены гарантии личного статуса, чему косвенным подтверждением является присутствие Александра Григорьевича на трёхстороннем формате Россия-Турция-Иран. Также прописана дорожная карта с инвестиционными и прочими шагами, с последовательными уступки для уже, считай, «внутреннего рынка». Какие конкретно формы примет слияние и так «Союзного государства», – тоже будем наблюдать в ближайшие два-три года.
Не бумажное воссоединение пошло, и пойдёт в короткие сроки и по намеченному руслу, - колоссальные изменения затронут всё политическое поле, включая и РФ. «Формально» Россия получит уже новое государство, в котором прежние «формальности» могут быть пересмотрены, пространство для манёвра тут огромно. Пойдёт синергия от полного слияния родственных экономик, тормозившаяся препоной «отдельной личной вотчины». Появится море перспектив и возможностей, распространяющихся на остальное пространство Русского Мира. Заработает живой и привлекательный пример для остальных «государств» на просторах бывшего СССР.
Комментарии читателей (2):
Спасибо автору за неё!