В Бейруте состоялся долгожданный и много обсуждавшийся саммит Лиги арабских государств. Ключевой его интригой являлся вопрос о восстановлении членства Сирийской Арабской Республики, исключенной из организации еще в 2011 году.
Чуда не состоялось. Хотя Арабские Эмираты и Бахрейн вернули своих дипломатов в Дамаск, а Саудовская Аравия объявила о подобном шаге "в ближайшее время", тем не менее, процесс оказался сорван. Формально, со слов министра иностранных дел Ливана, все участники очень сожалели по поводу отсутствия сирийской делегации, но как сказал арабский аналитик Нидаль Саби, своим недавнем турне по странам региона госсекретарь США Майк Помпео сорвал обсуждение вопроса по Сирии.
В этой связи становится интересным понять - какие последствия такой результат будет иметь для Ближнего Востока в целом и Сирии персонально? Пока все указывает на то, что американцы активно пережигают свое влияние в регионе на активизацию среди местных союзников обыкновенного карго-культа. Потому что большего достичь уже не способны, а сдаться без боя душа не лежит. Именно такой вывод напрашивается после оглашения итогов мероприятия.
Два десятка входящих в Лигу арабских государств решили, ни много ни мало, создать собственный Таможенный союз и Арабскую зону свободной торговли. Иными словами, что-то сильно похожее на Евросоюз. Разве что без общего парламента. Но с единой валютой. На саммите представители ОАЭ и Саудовской Аравии объявили о планах учреждения совместной криптовалюты. Якобы в целях укрепления стратегического партнерства, облегчения трансграничных платежей и развития технологий. В будущем ожидается ее превращение в общий платежный инструмент государств ЛАГ.
В довершении всего президент Ливана предложил создать Международный арабский фонд, из средств которого предполагалось бы осуществлять реконструкцию и развитие государств Лиги, а также восстановление стран региона (включая Сирию) после Арабской весны.
Планы выглядят, безусловно, могуче, и лет тридцать назад в них бы даже можно было поверить, но сегодня на дворе не 1989, а 2019 и внешние условия выглядят несколько иначе.
Во-первых, неспособность абсолютного большинства входящих в ЛАГ государств всерьез создавать устойчивые интеграционные структуры сегодня уже очевидна. Да и какая интеграция может вообще существовать между монархиями? Тем более, абсолютными, да еще и восточными! Грузоподъемность Боливара общеизвестна. Стало быть, объединение там рассматривается в единственной форме – подчинения лидеру, в качестве которого каждый из монархов видит исключительно себя.
Во-вторых, за исключением энергоносителей арабским странам торговать между собой практически нечем. Они говорят, что одной из задач "арабского евросоюза" должно стать повышение его внутреннего обеспечения продовольствием. Однако практически ничто из стран-членов стать "второй Францией" по объему производства сельхозпродукции не способен даже близко.
В-третьих, резко обострившиеся после визита Помпео разговоры арабских лидеров о срочной цифровизации местной экономики выглядят вообще откровенно комично. Относительный успех в собственной модернизации наблюдается только у Арабских Эмиратов. Но там процесс был начат больше двух десятков лет назад и велся по традиционным канонам реального развития настоящего внутреннего производства, опирающегося на удачную в тот момент международную конъюнктуру и стремление транснациональных корпораций из стран первого мира найти "аналог Китая", только гораздо ближе к Европе.
И даже там удалось сделать далеко не все из задуманного. Особенно сложно оказалось с отказом от местной психологии, плохо совместимой с западными стандартами промышленного труда на конвейерных линиях. Из-за чего модернизация получилась частичной. Морской контейнерный терминал сделали. Кое-какие простые производства к себе затянули. Правда, работают там не арабы, а привлекаемые из-за рубежа по контракту "остарбайтеры". Положение в остальных странах еще хуже. Примером тому служит саудовский план Saudi Vision 2030, неимоверно амбициозный снаружи, но весьма нереальный внутри.
Зато на бумаге заявленные цели выглядят очень современно, даже футуристично, величественно и в рамках современной моды на цифровизацию всего, включая туалетную бумагу. А как оно там стыкуется с реальностью – дело девяносто девятое. Главное быть похожими на тенденции первого мира. И как говорит Помпео, всем будет хорошо.
Правда есть основания полагать, что внешнее почтение и готовность быть максимально похожим на большого белого сахиба, арабы еще демонстрируют, но явную позорность процесса уже тихой сапой осознают. Однако и отказать белому господину прямо и открыто все еще не могут. Пока существует перспектива что-то существенное поиметь или, скажем, потерять в случае начальственного гнева, арабская хитрость рекомендует своеволие сильно публично не демонстрировать.
И лидеры входящих в Лигу стран нашли изящный способ усидеть на двух стульях. Предполагалось, что встреча в Бейруте станет крупнейшей и важнейшей за последнее десятилетие. Должна была стать, но не стала. Из лидеров двух десятков государств первые лица приехали лишь в составе президента Мавритании и монарх Катара шейх Тамим бен Хамад Аль Тани.
Прочие 18 стран прислали лишь министров иностранных дел. Даже Коморы и Джибути, для которых сам факт присутствия на ЛАГ уже праздник, его проигнорировали. На этом фоне анонсированные планы по созданию арабской зоны свободной торговли по аналогии с американской и европейской выглядят особенно рельефно.
Вот теперь самое время задуматься, а так ли проиграла Сирия от того, что "ее на саммит в Бейрут не позвали"? Толкаться плечами ради получения контрактов на ее восстановление все эти "товарищи" все равно будут. В мире осталось не так много доходных полян. В остальном же зачем Башару Асаду эти игры в карго-культ?
Комментарии читателей (0):