В целом правильно говорится - не сотвори себе кумира, однако человеческая природа устроена так, что в одних и тех же вопросах одни люди разбираются гораздо лучше других. Современный мир вообще основан на узкой специализации, тем самым формируя спрос на разного рода гуру, а спрос, как известно, всегда рождает предложение.
Например, как американский экономист Марк Перри, член Центра общественной политики в Мичигане и исследователь Американского института предпринимательства. Известность он получил еще в 1995 году, опубликовав статью "Почему социализм никогда не работает?". Потом у него было много и других фундаментальных работ по исследованию глубинных процессов современного рынка и их влиянии на политические процессы.
Одной из наиболее известных является статья в Journal of International Money and Finance Volume "Об инфляции и неопределенности в странах G7". Из последних следует отметить анализ проблем гендерного равенства в доходах госаппарата США. С тех пор почти каждый его материал привлекает заслуженное внимание. В том числе его твиты.
С февраля текущего года аналитическое сообщество Америки активно обсуждает опубликованный им неожиданный график, названный "графиком века" и вызвавший интерес даже у экспертов Федеральной резервной системы США. Надо признать, не без оснований, так как от картинки веет ощутимой жутью.
Марк Перри проанализировал динамику нескольких показателей на протяжении с января 1997 по декабрь 2017 годов. В том числе зарплату, цены на основные категории потребительских товаров, игрушки, программное обеспечение, ставки аренды домов, еду и напитки, медицинское обеспечение в целом и отдельно детскую медицину, а также образование и сферу услуг.
В результате эксперт пришел к жесткому и нелицеприятному выводу. В общем, цены растут на все. Их, как размер зарплат, толкает вверх инфляция. Но если сравнивать темпы, взяв за неизменную точку отсчета зарплату, то получается, что бытовые товары, игрушки и ПО относительно нее стремительно дешевеют. Аренда домов и стоимость новых автомобилей меняются теми же темпами, что и доходы потребителей.
А вот все прочее дорожает быстрее зарплат. Темпы роста цен в медицине, особенно детской, превзошли доходы населения в 2005 году и сегодня по темпам роста обгоняют их в 1,7 раза. Образование проскочило уровень разумного в 2003-м и сегодня уже превышает его в 3,4 раза, а цены на услуги разогнались еще больше - в 3,8 раз.
Как утверждает Перри, такое положение дел характерно для всех капиталистических стран, а значит, является чертой капитализма как экономической модели в целом. И в ней, как бы это странно ни звучало, мир находится на начале голода.
Нет, вот прямо завтра дефицита продовольствия не возникнет. Но уже сегодня темпы роста цен на него стали обгонять темпы увеличения доходов. Если за двадцать лет доходы поднялись на 55,6%, то цены на еду и напитки подскочили на 56,5%. И пока все указывает на то, что в предстоящем обозримом будущем такая динамика будет сохраняться дальше. И что с этим делать, пока не знает никто.
Проблема осложняется еще и тем, что любые попытки какого-то насильственного снижения цен в слишком быстро дорожающих сегментах автоматически негативно отразятся на доходах занятых там людей, а значит, приведут к снижению не только цен, но и самих доходов, тем самым существенно, а по ряду параметров, как, например, продовольствию, даже критично обострив проблему.
Но главный вывод оказывается еще более парадоксальным. Общество потребления приближается к насыщению спроса. Рост цен на потребительские товары замедляется потому, что все меньше людей могут, а и вообще хотят их покупать. К примеру, если в 2005 году средний потребитель приобретал новый телефон каждые 3,5-4 года, то в 2015 срок замены на новые сократился до 14 месяцев. В то же время люди все меньше хотят что бы то ни было делать сами, и все сильнее стремятся переложить свои дела на кого-нибудь другого, что формирует спрос на услуги и ускоряет рост цен на них.
И то, и другое угрожает фундаментальной основе экономической модели общества потребления – остановкой самого потребления. Без которого все сложившиеся экономические механизмы, от финансовой системы, баланса доходов и расходов, системы социального обеспечения, спасательных служб, обеспечения общественной безопасности, до механизма взаимодействия общества в целом, включая политическую составляющую, партии, механизмы формирования официальной власти и государства в целом, просто рухнут.
Крупные кризисы, вроде той же Катрины, наглядно показали, как привычная жизнь может полностью рухнуть в варварство буквально за одну ночь. Можно ли "с этим что-то сделать" – пока не ясно.
Комментарии читателей (0):