Строго говоря, американскую обиду чисто по-человечески понять можно. Из 93 голосований по представленным США проектам резолюций на Генассамблее ООН в 2017 году, партнеры поддерживали американскую позицию лишь в 31% случаев. Иными словами, в каждых двух случаях из трех они либо воздерживались, либо даже возражали. Причем уровень поддержки в последнее время снижается. Например, по сравнению с 2016 годом, он упал на 10%. Другой вопрос, что впервые за 34 года составления этого отчета официальный американский чиновник озвучил цифры доклада как прямую претензию.
"Американский народ платит 22% в бюджет ООН — больше, чем три последующих страны-донора вместе взятые. Несмотря на эту щедрость, другие в ООН голосовали вместе с нами только в 31% случаев. Это самый низкий показатель с 2016 года". Постоянный представитель США при ООН Никки Хейли охарактеризовала происходящее как неприемлемый отклик на американские инвестиции.
Иными словами, если раньше американская финансовая помощь "партнерам" рассматривалась исключительно как благосклонность и своего рода бонус за их собственную инициативу по поддержке американской позиции в мире, то теперь поддержка стала падать, и у Вашингтона не осталось больше никаких козырей кроме банального: мы вам платим, значит вы нам должны, иначе...
Причем госпожа Хейли изящно оставила за кадром тот факт, что 22% бюджета ООН США лишь должны платить, но на самом деле давно уже платежи задерживают. Объем неуплаченных США взносов в 2018 году (в том числе за 2017 год), включая взносы в регулярный бюджет ООН, взносы в бюджеты операций по поддержанию мира и в международные трибуналы, превысили 2,2 млрд. долл. И еще более 550 млн. долл. Вашингтон не перечислил в фонд ЮНЕСКО.
Важно в произошедшем другое. Судя по объявленному списку, безоговорочно поддерживать позицию США перестают страны даже находящиеся под сильным экономическим, а в ряде случаев даже военным давлением Америки: Зимбабве, Бурунди, Иран, Сирия, Венесуэла, Северная Корея, Туркмения, Куба, Боливия и ЮАР. Тем самым демонстрируя снижение авторитета Вашингтона не просто как абстрактного мирового гегемона, но и как вполне конкретного международного жандарма.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Возможный гнев Соединенных Штатов больше не рассматривается как ключевая внешняя угроза, ради снижения которой следует безоговорочно следовать в геополитическом кильватере Америки. А, значит, в перспективе до середины текущего века миру предстоит неизбежная пересборка объединений и союзов, как в экономическом, так и в политическом смысле.
Вокруг кого и в каком составе эти союзы сформируются - сегодня вопрос остается открытым. Но что в новой конфигурации мира США останутся максимум одной из региональных держав, вроде Саудовской Аравии или Израиля на Ближнем Востоке, уже очевидно.
Как однозначно видна и безвариантность дальнейшего развития событий. Вместо попыток повышать взаимную полезность партнерских отношений через рост международной или внутренней стабильности, через научно-техническое и культурное развитие, тем самым увеличивая эмоциональную привлекательность Америки как государства и американского образа жизни как общественно-политической философии, Вашингтон лишь расширяет масштаб "распродажи Америки за деньги". Например, Дональд Трамп уже прямо обозначил, что объем финансовой помощи странам-партнерам будет напрямую зависеть от масштаба их поддержки американской заявки на проведение в США (точнее, совместно с Мексикой и Канадой) Чемпионата мира по футболу в 2026 году.
Судя по всему, в Белом доме уже не понимают, что раз США перестают поддерживать даже "за деньги", значит, по мнению партнеров, убытки от поддержки Америки начинают превышать получаемые от нее субсидии. И это уже не США благодетельствуют "младших партнеров", а "партнеры" соглашаются за взятку поддерживать сложные и опасные выкрутасы американской политики, причем все менее охотно.
Чем откровеннее Штаты станут настаивать на денежных правах, тем дороже и минимальнее будут оказывать получаемую ими поддержка. И тем быстрее она закончится совсем. Угрозы - это последний довод "королей".
Комментарии читателей (0):