– Не вы меня избирали... Народ!
Так заканчивались некоторые разговоры с губернаторами на Старой площади лет пятнадцать назад.
Губернатор поворачивался и уходил.
Он понимал, что дальше "хорошо" не будет. Но был полон осознания своей значимости и правоты сказанных слов.
И ведь переизбирались на выборах вновь. А федеральные чиновники лишь разводили руками:
– Народ... Что с ним сделаешь...
Мне сложно сказать, что лучше – вот так, резко ответить федералам... или покорно воспринимать любое решение: от тюрьмы до досрочной отставки.
Наверное, просто у каждого времени свои задачи и цели.
Лихие 90-е требовали особых качеств глав территорий. Их харизма, умение выстраивать отношения, таланты публичного политика часто предопределяли выживание региона. Харизматики легко выигрывали выборы, создавали политические партии, встречались с лидерами иностранных государств, запускали на своих территориях вселенские экономические проекты. Надежда на федеральный центр была небольшая. Они сами были частью федерального центра. Звездами политического и экономического небосклона. С ними считались и советовались президенты.
А потом центр начал шаг за шагом, закон за законом, год за годом сокращать полномочия регионов. Крупные корпорации регистрировали свои офисы в Москве. Там же платили налоги.
Силовики перестали зависеть от губернаторов.
Выборы перестали быть свободными, а потом отменились совсем.
А вот губернаторы остались те же. Те самые, которые помнят, как снисходительно учили федералов править страной, как спасали свои регионы, как их выбирал народ.
И привычки остались прежние – рулить бюджетом, собирать оброк, распоряжаться природными ресурсами, пускать или не пускать бизнес на свою территорию, делать региональные парламенты, назначать сенаторов и избирать мэров, ни с кем не считаясь.
Государство уже стало структурированным организмом, где централизованы финансы, унифицированы законы и правила. А территории все еще требовали для себя особых условий и хотели быть особенными в России. Любой ценой.
И тогда началась тотальная замена.
Сначала точечно. На территории высадились охранники и доверенные лица московских светил.
Потом более системно – "молодые технократы" – менеджеры в ранге заместителей министров, руководители федеральных ведомств. По сути не каждый из них был молод, но системен был каждый.
Им не приходит в голову задавать федеральные политические тренды или учить московских коллег уму-разуму. Цель новой элиты – выполнять поставленные задачи центра. Не вопреки чаяниям народа. С оглядкой на социальные программы и рейтинги. Но, если надо, готовых поддержать любую федеральную инициативу. Не думая о рейтингах и грядущих выборах. Есть проблема – ее надо решить.
Сегодня губернатор лишь исполняет поставленные задачи. У него нет запросов на инициативы, инновации и инициации общероссийских проектов. Соблюдение регламентов, выполнение поставленых задач и достижение KPI и прочих показателей эффективности – задача задач.
Главы готовы к болезненным реформам, объединению территорий и любым идеям центра.
И это позволяет управлять страной, как единым, сложившимся механизмом.
Только вот снимают губернаторов не за срыв экономических показателей, а за межэлитные склоки и разборки. А нейтрализация этого болезненного для власти процесса, требует глубоких знаний, опыта и уважения к высшему должностному лицу территории со стороны ключевых игроков региона.
Этому не научить в РАНХиГС.
Не воспитать прыжком со скалы в теплые воды Черного моря.
Этот дар регионального менеджера главы должны в себе раскрыть. Научиться у прежних звезд. Или уйти в небытие под гром региональных конфликтов.
Андрей Колядин – политолог, специально для Экспертной трибуны "Реалист"
Комментарии читателей (0):