Впервые Андрей Клычков публично заявил о намерении баллотироваться в мэры Москвы еще в феврале 2017 года. Этот шаг главы фракции КПРФ в Мосгордуме отражает две взаимосвязанные тенденции столичной политики, причем тенденции новые.
Во-первых, ряд московских политиков объявили о готовности бороться за пост мэра еще в начале 2017 года – то есть, более чем за полтора года до истечения полномочий Сергея Собянина. Такой ранний старт предвыборной кампании в мэры в столице наблюдается впервые.
Во-вторых, все заявившие о таких амбициях – тесно связаны именно с московской политической повесткой и городским социальным протестным движением. Кроме Клычкова заявлял о таких планах экс-депутат Дмитрий Гудков и лидер столичных «яблочников» Сергей Митрохин. Главу муниципального округа Таганский Илью Свиридова возможным кандидатом в мэры от «Справедливой России» назвал Сергей Миронов. О соответствующих планах заявили и узнаваемые в столичной протестной среде, но пока имеющие весьма туманные шансы на допуск к гонке муниципальный депутат Евгений Будник (известный по кампании против платных парковок) и бывший член Общественной палаты РФ Георгий Федоров.
Для сравнения – вспомним выборы мэра-2013. Ряд оппозиционных муниципальных депутатов (отметим Елену Ткач из Пресненского района) напоминают, что Алексей Навальный «даже ни разу не высказывался ни по одному важному для жизни города вопросу». В агитматериалах известного блогера даже критика Сергея Собянина занимает второстепенное место. А тем не менее, Алексей Анатольевич занимает второе место с 27,24% поддержки. Почти все «соседи» Навального по оппозиционному флангу также фигуры, прежде всего, федеральной политики – Иван Мельников от КПРФ, Николай Левичев от «справороссов», а также функционер ЛДПР Михаил Дегтярев, за 7 лет до этого баллотировавшийся в мэры Самары. Единственный оппозиционный кандидат, тесно работавший с городскими протестными группами многие годы и глубоко погруженный в чисто московскую повестку, «яблочник» Сергей Митрохин, получил 4 место из 6 и скромные 3,51% голосов.
Почему эти две новые тенденции проявились сейчас? У московской городской политики долгое время была уникальная особенность. Многие годы здесь федеральная политическая повестка почти всегда перекрывала региональную. Это хорошо видно на примере целого ряда избирательных кампаний. Например, выборы главы города в 1999 году – это борьба, по сути, не против мэра Юрия Лужкова, а против Лужкова-федерального политика. Кампания противников Юрия Михайловича была жестко привязана к федеральным темам (достаточно вспомнить: «Путина – в президенты, СПС – в Думу, Кириенко – в мэры!»). И сторонники градоначальника отвечали именно отсылками к общенациональной повестке. Отметим яркий пример агитки против другого тогдашнего кандидата в мэры, на тот момент главы Управления делами президента Павла Бородина. На цветной листовке этот чиновник был изображен рядом с Борисом Ельциным со слоганом «Пропили Россию, пропьем и Москву». Но за последние годы общегородская социально-политическая повестка, интересующая довольно широкий круг москвичей, в городе появилась. Значит, оппозицией стали востребованы другие кандидаты в мэры – в эту повестку погруженные. От них будут ждать реакции на те самые «важные для жизни города вопросы», поэтому и кампанию они начинают заранее.
Может быть, впрочем, и дополнительная причина раннего старта мэрской кампании, по крайней мере, для части московских политиков. Так больше шансов обратить на себя внимание влиятельных федеральных игроков, настроенных на ослабление позиций Сергея Собянина, и получить их поддержку.
Возвращаясь конкретно к Андрею Клычкову. Первый секретарь МГК КПРФ Валерий Рашкин пока назвал его «одним из возможных реальных кандидатов». Если «возможный» вариант превратится в реальное выдвижение Клычкова – это будет вполне удачный выбор для коммунистов. Этот политик может опереться не только на базовый электорат КПРФ, но также привлечь голоса социальной протестной среды (с которой он работает много лет) и даже часть голосов протестных либералов. Отметим, что Клычкков выступал на митинге 10 декабря 2011 года на Болотной площади, а Навальный заявлял, что на выборах мэра города готов поддержать его, а не, вроде бы, идеологически близкого Дмитрия Гудкова.
Поэтому предварительно – у Клычкова есть шансы выступить на выборах мэра в 2018 году лучше, чем Иван Мельников в 2013-м. Последний, напомним, получил 10,69% голосов и третье место.
Правда, Клычков в последние недели был не так заметен в работе с протестной средой, как его коллега по фракции в Мосгордуме Елена Шувалова. Именно она активно участвовала в кампании против реновации. Однако это тактический фактор, ведь выборы мэра пройдут более чем через год. Более значимое слабое место кандидата от КПРФ – отсутствие серьезной медийной поддержки. Можно вспомнить, как в 2013 году находившийся в центе внимания многих СМИ Алексей Навальный на выборах мэра в борьбе за либерального избирателя обогнал Сергея Митрохина, как было сказано выше, давно и тесно работавшего с городскими инициативными группами и имевшего неплохие стартовые позиции.
Кроме того, обратим внимание, что о возможности выдвижения Клычкова в главы города его однопартийцы заявили в привязке к муниципальной избирательной кампании. Здесь роль этого депутата Мосгордумы была изначально заметной. Так, еще в августе 2015 года он стал курировать Школу муниципального депутата под эгидой КПРФ. Но если коммунисты выступят на столичных местных выборах в сентябре 2017 года не очень убедительно – не отразится ли это и на Клычкове? Не станет ли это аргументом для его оппонентов внутри партии, что той стоит рассмотреть и других возможных кандидатов в мэры? Хотя, стоит повториться, вариант с выдвижением этого политика был бы для КПРФ вполне перспективным.
Комментарии читателей (0):