11 мая Международный Банк Азербайджана (МБА) – крупнейший в стране – приостановил выплаты по иностранным валютным обязательствам, сообщив о начале переговоров с кредиторами по реструктуризации долга. «Министерство Финансов надеется и ожидает, что держатели облигаций МБА в иностранной валюте согласятся поддержать предложенный план по реструктуризации, который позволит правительству предоставить помощь МБА», – прокомментировал ситуацию глава Минфина Азербайджана Самир Шарифов.
Проблемы у Международного Банка начались давно, еще в 2015 президент Ильхам Алиев распорядился о том, чтобы перевести токсичные активы Межбанка на баланс государственной кредитной организации “Аграркредит”. А в декабре прошлого года правительство предоставила МБА дополнительный объем ликвидности, тем самым доведя свою долю в банке до 76,33%. Незадолго до этого был отправлен в отставку председатель совета директоров Межбанка Джангир Гадзиев - родственник бывшего министра нацбезопасности Эльдара Махмудова. Поводом для отставки послужило, скорее всего, не только бездарное руководство банком. Гадзиев впоследствии стал фигурантом уголовного дела.
Правительство Азербайджана не может допустить крах МБА, так как последствия могут быть непредсказуемы, однако в нынешних экономических условиях спасение и восстановление Межбанка обойдется казне недешево. «На данный момент мы рассматриваем МБА как несостоявшуюся организацию», – в интервью заявил Дмитрий Васильев из рейтингового агентства Fitch Ratings.
Дефолт крупнейшего банка с государственным участием в стране, которая стремится позиционировать себя в качестве стабильной и надежной гавани для иностранных инвестиций уже говорит потенциальным инвесторам о многом, однако дефолт - это только вершина айсберга. Проблемы банковского сектора Азербайджана на самом деле являются катализатором более глубокого системного кризиса в экономике. Одной из главных причин падения Международная Банка стал дефицит твердой валюты в стране. С чем связан недостаток? Достигнув своего пика (чуть выше миллиона баррелей в сутки) объемы добычи нефти в АР с 2010 года начали постепенно сокращаться до уровня 850 тыс. б/с в 2015. Тут страну настиг второй сокрушительный удар. Инициированная Саудовской Аравией ценовая война обрушила мировые нефтяные индексы.
Получилось, что в Азербайджане начали добывать меньше нефти, и ее приходилось продавать значительно дешевле, как следствие резко упали доходы страны, ускорились темпы оттока капитала и инфляции. Деньги покидали некогда стабильную гавань. Национальная валюта Азербайджана – манат – начала стремительно терять вес. Центрабанк потратил две трети своих ресурсов в тщетной попытке стабилизировать курс, при этом ЦБ, прямо скажем, ставил перед собой две взаимоисключающие задачи: насытить экономику ликвидностью и не допустить падения курса.
В результате трех волн девальваций 2015 г. национальная валюта обесценилась на 57%. Цены на продовольственные товары мгновенно устремились вверх. Для государства, который импортирует 70% продовольствия, расплачиваясь в иностранной валюте, девальвация собственных денег - это более чем серьезный вызов. Данный фактор в совокупности с хронически высокими темпами безработицы в республике и ухудшением экономической обстановки в России, куда в поисках работы приезжают трудовые мигранты, вылилось в серию протестов в 2016 г.. На кону уже - стабильность государства.
Хватит ли средств у правительства Азербайджана на поддержания стабильности? Темпы роста ВВП республики в 2015 г. снизились до 1,1%. А Всемирный Банка прогнозирует рецессию по итогам прошлого года. Существует прямая зависимость между темпами роста экономики Азербайджана и объемами экспорта. На долю нефтегазовой промышленности приходится более 90% экспорта, так было и на протяжении 2000-х. Другие сектора экономики также развивались за предыдущие годы, однако их удельный вес в ВВП никогда не превышал 15%. Несмотря на все красивые обещания с высоких трибун, никакой реальной диверсификации экономики за все эти годы не произошло. Крупные иностранные инвестиции подпитывали только один сектор экономики, обходя стороной другие. Отчасти причиной тому являлась сверхвысокая доходность в нефтяной промышленности, отчасти – чрезмерное влияние олигархических клановых структур на экономику. Рост отраслей, не связанных напрямую с нефтегазовой индустрией, был во много обусловлен притоком инвестиций в строительный сектор. Как не странно, и здесь в строительстве более 70% всех проектов финансировались государством.
Львиную долю доходов за годы высоких цен государство потратило на текущие нужды, теперь всем стало абсолютно ясно, что у правительства нет достаточных средств на продолжение выполнения взятых ранее обязательств. В утвержденном бюджете нынешнего года под нож попали не только статьи расходов, связанные с социальным обеспечением (-20%), здравоохранением (-6%), инфраструктурой (-38%), но даже траты на оборону (-28%). Последнее, конечно, мало вяжется с воинственной риторикой Баку. Бюджет Республики Азербайджан 17-го года будет дефицитным, целевой показатель правительства 1%, по мнению Fitch, слишком оптимистичен.
В реальности все намного печальнее, дефицит планируется покрыть за счет поступлений от Государственного нефтяного фонда Азербайджана (часть средств фонда хранились в упомянутом выше Межбанке). Активы ГНФА снижаются из года к году и они, увы, не бесконечны. Без кардинальных реформ в экономике Азербайджан рискует остаться, и без фонда, и с зияющей дырой в бюджете. Нефтедоллары помогли в свое время Алиеву-младшему умиротворить различные кланы и консолидировать власть, теперь их отсутствие грозит подорвать хрупкий баланс в стране.
Какие есть варианты у правительства Азербайджана? К структурным реформам в экономике страна явно не готова. Курсу предоставления больших свобод малому и среднему бизнеса будут всячески противодействовать олигархические структуры, да и политической воли на осуществление масштабных реформ нет, в ближайшем будущем не предвидится. Для того, чтобы стабилизировать экономику и оставаться какое-то время наплаву без резких перемен, требуется чтобы нефтяные котировки находились выше отметки 66$ за баррель. Именно поэтому Баку так ратует за инициативу ОПЕК и России продлить соглашение по ограничению добычи нефти. С одной стороны ясно, что эта мера не будет иметь эффекта в долгосрочной перспективе, с другой – сообщения о росте сланцевой добычи в США и снижении точки прибыльности американских компаний до 35-50$ за баррель являются достаточно тревожными сигналами. Кроме того, как отмечалось ранее, объем добычи в Азербайджане падает. В 2024 году истекает срок соглашения с международными корпорациями по разработке шельфовых месторождений Азери-Чираг-Гюнешли (ACG). Несмотря на активные поиски, никаких крупных резервов до сих пор в стране не обнаружено. В текущих условиях добыча нефти будет сокращаться и далее, рассчитывать на нефтяные сверхдоходы в будущем было бы опрометчиво.
Сравнительно более перспективными представляются проекты под общим названием “Южного газового коридора”, предусматривающие транзит азербайджанского газа в Европу по трубопроводу через Грузию, Турцию и Балканы. Однако и здесь, как выясняется, есть немало вопросов. Первый и самый главный – хватит ли у Азербайджана собственных мощностей для окупаемости трубопровода? Оказалось, что для запуска маршрута на полную мощность без дополнительных объемов не обойтись. Первоначальная ставка на Туркменистан не оправдалась, участие страны в проекте на данный момент кажется маловероятным по целому ряду причин. Вопрос об интересах, статусе и степени вовлеченности других крупных экспортеров в регионе пока остается открытым. Еще один важный момент - высокая конкуренция на европейском энергетическом рынке, где можно занять свою маленькую нишу, но расчитывать сверхдоходы, чтобы оставить в стране все, как было, не стоит. Более того, финансирование азербайджанской части ЮГК оказалось под угрозой по причине приостановки АР членства в “Инициативе Прозрачности в Добывающих Отраслях”.
Самым главным преимуществом Азербайджана остается географическое расположение, которое может позволить стране в будущем стать не только энергетическим, но и транспортным хабом, связывающим Восток и Запад. Этому не суждено быть, пока тлеет Нагорно-Карабахский конфликт. Здравый смысл подсказывает, что путь эскалации напряжения, путь войны опасен в первую очередь для Азербайджана. Никакие инвестиции не пойдут в страну, где послезавтра могут начаться военные действия. Уж тогда никто не сможет гарантировать безопасность энергетической, транспортной инфраструктуры экономически ослабленной страны.
Режим Ильхама Алиева стоит перед простой дилеммой: нет безопасности – нет будущего. Предстоит выбор между началом мирного процесса в Нагорном Карабахе или затяжным экономическим спадом, который будет сопровождаться ростом социальной нестабильности с явными признаками укрепления политического ислама.
Авагян Завен Ашотович - политолог, эксперт по вопросам энергобезопасности (Москва), специально для REX
Комментарии читателей (0):