Последние годы российско-турецких отношений были особенно непредсказуемыми. Успехи в экономических отношениях и политических консультациях постоянно чередовались с демаршами, что добавляло седых волос главе МИД РФ Сергею Лаврову. Политологи объясняли эти метания эмоциональным и взрывным характером президента Турции Реджепа Эрдогана, часто забывая, что "короля играет свита". В тени Эрдогана постоянно оставалась фигура главы Национальной разведывательной организации Турции (Milli Istihbarat Teskilati - MIT) доктора ХаканаФидана. Возможно, что именно этот человек обладает наиболее значительным влиянием на президента и является инициатором ключевых событий как внутри, так и вовне страны.
Вехи биографии будущего главы турецкой разведки Хакана Фидана (Hakan Fidan) общеизвестны. Он родился в Анкаре в 1968 году. В 1986 году окончил военное училище связи, а затем и языковое училище Сухопутных войск Турции. С 1986 по 2001 год служил унтер-офицером в турецкой армии. При этом часть службы провел за рубежом в разведывательно-оперативном управлении корпуса быстрого реагирования НАТО, дислоцированного в Германии. В этот период обучался в магистратуре Университета штата Мэриленд (University of Maryland University College) на отделении "Политика и управление". Затем, по возвращении в Турцию, поступил в Университет Билькента[1] в Анкаре (Bilkent University) на кафедру международных отношений факультета экономики, администрирования и социальных наук, где защитил докторскую диссертацию.По завершении службы в армии в звании унтер-офицера, два года работалпо линии МИД Турции старшим политическим и экономическим советником в посольстве в Австралии. Затем, с 2003 года, пришел в Агентство по тюркскому сотрудничеству и развитию при правительстве (Basbakanlik Turk Isbirligi ve Kalkinma Idaresi / TIKA / Baskanligi), которое вскоре возглавил. В ноябре 2007 года был назначен заместителем советника премьер-министра. В его аппарате занимался вопросами внешней политики и международной безопасности. В ноябре 2008 года был назначен от Турции в совет директоров МАГАТЭ.15 апреля 2010 годаон был направлен заместителем руководителя MIT, а уже 27 мая стал во главе этой организации. В 2012 году получил под контроль Главное разведывательное управление (ГРУ) Турции. 7 февраля 2015 года покинул "силовые" посты, чтобы баллотироваться на выборах в парламент от Партии справедливости и развития. 9 марта 2015 года отказался от участия в выборах и вернулся к прежним должностям, на которых находится до сих пор.
Вроде все просто. Доктор Хакан Фидан - типичный карьерный разведчик. Правда, должность советника MIT (так называется руководитель турецкой разведки) он получил как-то рановато – всего в 37 лет. Эксперты по Турции утверждают, что работая с 2007 по 2010 год на технической должности заместителя советника аппарата правительства, он неоднократно выполнял личные поручения премьер-министра Турции, являясь его "специальным представителем", значит - вошел в доверие. Однако такой успешной карьеры только этот факт не объясняет. Можетстоит отметить совпадение основных вех карьеры Фидана и Эрдогана в 21-м веке? Они почти стопроцентно коррелируются:
- 14 марта 2003 года убежденный турецкий пантюркист Реджеп Тайип Эрдоган становится премьер-министром Турции, а Хакан Фидан переходит в правительственное агентство по сотрудничеству, курирующее все пантюркистские организации в мире;
- 29 августа 2007 года Эрдоган занимает пост премьера во второй раз. Фидан переходит в аппарат правительства и становится его конфидентом, в том числе по международным контактам. В 2009 году участвует в секретных переговорах с Курдской рабочей партией (КРП) в Осло, а также поддерживает контакты с главой КРП Абдуллой Оджаланом, находящимся в заключении.
- За год до 6 июля 2011 года, когда Эрдоган в третий раз станет премьер-министром, 27 мая д-р Хакан Фидан назначается главой MIT. Через три дня проводится антиизраильская операция "флотилия свободы" под флагом движения "Free Gaza Movement" у берегов Газы. На судне "Mavi Marmara" турецкими же блогерами "засвечен" ее координатор - офицер MIT. Через год после этого получает в оперативное подчинение ГРУ. Как раз в это время начинается активная работа Турции по свержению режима Башара Асада с созданием лагерей подготовки исламистов в округе Хатай.
- 28 августа 2014 года Эрдоган избирается президентом Турции, Фидан сохраняет пост главы MIT при Давутоглу, а год спустя баллотируется в парламент от его партии "Справедливости и развития", однако снимает свою кандидатуру и возвращается обратно "на спецслужбы", чтобы обеспечить партии легитимную победу и преодолеть начинающиеся массовые беспорядки.
- В августе 2016 года д-р Хакан Фидан якобы попадает в немилость к Эрдогану. Во всяком случае, в кулуарах правительства ходят упорные слухи о его скорой отставке. Вечером 15 июля начинается и, усилиями Фидана, на следующий день ликвидируется военный путч, "авторство" которого приписывается Гюлену.
На первый взгляд, вывод о том, что Реджеп Тайип Эрдоган "подобрал" молодого и перспективного кадра, воспитал его в духе неоосманизма, который сам исповедовал под влиянием Ахмеда Давутоглу, а затем вывел в "большую жизнь", кажется очевидным. По этой логике будущее Хакана Фидана прозрачно. Он никогда не станет даже визирем при будущем султане, которым хочет быть Эрдоган, а так и останется верным псом, рвущим горло врагам по высочайшему указанию.
Однако, если немного пофантазировать на заданную тему, окажется, что это совсем не так. Доктор Хакан Фидан не только самостоятельная турецкая сила, но и возможный преемник Эрдогана в случае осложнения обстановки на Ближнем Востоке.
Можно предположить, что основа будущей карьеры унтер-офицера Хакана Фидана была заложена во время его короткой службы в разведывательно-оперативном управлении корпуса сил быстрого реагирования НАТО в Европе. Попал ли он в зону пристального внимания РУМО или ЦРУ, сейчас абсолютно не важно. Важно другое. Именно в это время в США,в лице администрации Буша-младшего, фактически пришли к власти неоконсерваторы. Их теория тотальной гегемонии США, внедрение американской модели демократии в других странах любыми средствами, заставляла действовать новыми методами. Этому способствовало и изменение концепции национальной разведки Америкипосле теракта 9/11 и принятия The Patriot Act. Кроме оперативных действий в рамках "войны против терроризма", таких как введение войск в Афганистан или компании в Ираке, была заложена стратегическая цель: воспитание собственных кадров и введение их на стратегические позиции в органах власти и управления "ключевых" государств. Не секрет, что именно Турция является подобным ключом от Черноморского региона и Ближнего Востока.А амбициозный унтер-офицер мог бы стать отмычкой от будущей Османской Порты, образ которой снова начинал формироваться в головах турецких политиков не без помощи американских коллег.
Поэтому обучение в Мериленде кажется вполне логичным. Системное американское образование в области политологии и заложенные в голову студиозуса идеи "правильной", американской организации специальных служб, помогли Хакану Фидану уже в Турции, в Университете Билькента защитить диссертацию на тему реформирования турецких спецслужб по образцу США. В ней он отталкивался от "большой тройки": ЦРУ – разведка, ФБР – контрразведка, АНБ – глобальное техническое слежение. Кстати, чтобы было понятно: партнерами этого университета являются The University of California system, Georgia Institute of Technology, Washington University, Michigan University и все тот же Maryland University.
Получив к имени приставку "доктор", Хакан Фидан, после дипломатической обкатки, необходимой каждому легальному разведчику, по согласованию турецкой и американской сторон в 2003 году назначается на ключевое направление борьбы – в Агентство по тюркскому сотрудничеству и развитию, которое прикрывает деятельность MIT. В его зоне кураторства оказываются все подконтрольные Турции пантюркистские организации как на Северном Кавказе, так и в национальных республиках РФ. К этому моменту активная фаза "второй чеченской войны" практически завершена. На фоне режима КТО ликвидируются банды ваххабитов в Дагестане и Чечне. Террористы переходят к партизанской и диверсионной тактике. Ими, не без участия спецслужб Турции готовятся и совершаются террористические акты по всей территории России. А отдых, лечение, переподготовку и довооружение боевики проходят в Турции. Еще с "первой чеченской" по линии MIT на территории страны были созданы и продолжали функционировать 15 лагерей их подготовки. Именно на этой сложной работе доктор Хакан Фидан свел более тесное знакомство с чеченскими ваххабитами, будущими бойцами ИГИЛ, их покровителями и спонсорами в США, КСА и Катаре.
Именно эти связи Хакан Фидан активно развивает, будучи порученцем Эрдогана по "особым делам" с 2007 года. Практически все рабочие контакты премьера Турции с администрацией Буша-младшего до января 2009 года ведутся через него. Дел много, например работа по базе "Инджирлик", через которую осуществляется снабжение группировки коалиции в Ираке. Это очень большие деньги, но как без них в политике? История взаимодействия с администрацией США продолжается и после прихода Обамы, ведь его госсекретарь Хилари Клинтон тоже близка к неоконам… Интересно, что именно на это время приходятся конфиденциальные контакты между Катаром и Сирией с посредничеством заинтересованной Турции о проекте газопровода в Западную Европу. Америка целиком поддерживает эту идею, в ней она видит возможность перехватить "крантик" у России, которая продолжает наращивать темп поставок газа. Фидан находится на острие переговоров и закулисных встреч.
И кураторам из США, и Эрдогану нравятся его методы работы. Доктор политологии предпочитает "силовую дипломатию". Именно этот момент оказывается наиболее востребованным для его назначения на должность руководителя MIT. Его проводят в обход обычной процедуры по личной рекомендации Эрдогана. Может быть операция "флотилия свободы" в секторе Газа в поддержку палестинцев была как раз проверочным заданием для Фидана от партнеров в США: по мнению отдельных неоконов Израиль зарвался, и его требовалось предупредить. Скорее всего, необходимым условием для назначения было именно согласие американцев, а достаточным - отличные связи кандидата с ваххабитами, Аль-Каидой и их спонсорами. Ведь 15 марта 2011 года не без участия MIT в Сирии начались антиправительственные выступления, которые постепенно охватили все крупные города страны и стали предпосылками для создания ИГИЛ.
Внутри самой Турции тоже есть ряд серьезных проблем. Главная из них - противодействие Эрдогану и его политике неоосманизма со стороны "светских" командиров Вооруженных Сил. Руками MIT проводится активная чистка в армии. Позиции Хакана Фидана укрепляет то, что к этому времени он является членом главного совета Пенсионного фонда турецких вооруженных сил (Ordu Yardımlaşma Kurumu[2] - OYAK), а, значит, имеет дополнительные рычаги информации и давления. Вопросы решаются "на раз". К примеру, 21 сентября 2012 годаВысший уголовный суд приговорил трёх генералов в отставке к 20 годам заключения за попытку совершения государственного переворота еще в 2003 году. Среди них был командующий Управления спецопераций ГШ Энгин Алан[3] (Engin Alan). Всего различные сроки по делу получили порядка 300 человек, среди которых были не только офицеры, но и генералы. После этого ГРУ было оперативно подчинено MIT. Армия фактически лишилась своей разведки.
Начавшиеся по примеру "цветных революций" в июне 2013 года волнения были остановлены. Как это было сделано, похоже, знает только доктор Фидан. Во всяком случае, в этот момент он проводил активные консультации со своими американскими друзьями, знатоками подобных схем. Было ли в этом случае "разменом" негласное добро на проведение операции "Большая взятка" Управление по борьбе с финансовыми преступлениями Турции совместно с ФБР без согласования с Эрдоганом, в ходе которой было арестовано более 50 чиновников, не знает никто.
Также, как никто не узнает, имя человека, который 24 ноября 2015 годадал команду на огонь по Су-24 ВКС России, не готовому к "удару в спину". Что ясно точно, то выведением группы "Серых волков", прикинувшихся туркоманами, на огневые позиции занимались люди из MIT.
Опыт работы с армией потребуется Хакану Фидану и во время подавления путча в ночь 15 июля 2016 года. Тогда "бордовые береты", бывшие подчиненные Энгина Алана, как раз захватывали административный квартал в Анкаре. Как считают многие аналитики, глава MIT и ГРУ не мог не знать о настроениях в армии. Есть и более радикальная версия, что все было устроено для чистки армии и полиции, а Гюлен был выбран "жупелом для подверженного внушениям Эрдогана. Причем выбор этот целиком лежал на Хакане Фидане, как ближайшем знатоке его души. Число репрессированных за "причастность" до сих пор неизвестно, но оно составляет десятки тысяч человек, уволенных с военной и государственной службы.
Есть и последнее совпадение.
17 декабря 2016 года доктор Фидан имел долгий телефонный разговор с министром обороны РФ Сергеем Шойгу по вопросу блокады Алеппо, а возможно, и о судьбе своих сослуживцев состава турецких инструкторов, заблокированных в восточном квартале. 19 декабря на выставке "Россия глазами путешественника: от Калининграда до Камчатки" в Анкаре был убит посол России Андрей Карлов. Ответственность за покушение взяла на себя вооруженная коалиция "Джейш аль-Фатх".
Так что слова президента России Владимира Путина, сказанные на Большой пресс-конференции 22 декабря про "деструктивные элементы, глубоко проникшие в государственные органы Турции"[4] не являются согласием с позицией Эрдогана "всему виной Гюлен", как считают некоторые аналитики. Это может быть скрытый намек на совершенно другие обстоятельства.
[1] Университет Билькент был основан в 1984 году как первый частный университет в Турции. Обучение в нем идет на английском языке, преподавательский состав представлен иностранными кадрами из Европы, Америки и других стран, всего порядка 40.
[2] На 2012 год в Фонде было состояло 260 000 военных пенсионеров.
[3] Был освобожден14 июня 2013 года.
[4] "Это было, прежде всего, покушением на Россию, на российско-турецкие отношения. Откровенно скажу, я скептически относился к тезису, что и самолет наш был сбит без приказа со стороны высшего турецкого руководства, а людьми, которые стремились навредить российско-турецким отношениям. Но сейчас, после нападения на посла, которое было совершено сотрудником спецназа, я уже начинаю менять свое мнение: мне кажется, что все возможно, и проникновение деструктивных элементов в государственные структуры, в том числе в правоохранительные органы, в армию — носят глубокий характер".
Комментарии читателей (0):