Взгляд в будущее через призму социальной инженерии

1 января 2017  12:52 Отправить по email
Печать

Общеизвестно, что государства ведут постоянную борьбу друг с другом за собственное превосходство. Реальной целью соперничества является увеличение собственного энергетического потенциала и уменьшение энергетического потенциала иных государств. Никакие источники не обладают бесконечно большим энергетическим потенциалом, а количество энергии в социальной среде никогда не остается неизменным, поэтому, если увядает способность народа производить ее самостоятельно, начинают выдвигаться на первый план агрессивные механизмы, когда социальная система стремится обеспечить необходимый для себя уровень энергии за счет эксплуатации иной социальной системы. Просматривается ясная историческая тенденция к повышению с веками интенсивности и усилению жесткости этой борьбы. Действующий в природной среде естественный отбор переходит в обществе в искусственный отбор путем создания специфических идейно-идеологических, социально-психологических, биологических, моральных и иных сред, травящих жизнеспособность конкурентов. Например, уродства прославляются в качестве образцов, достойных подражания. Доминирующие социальные группы устанавливают критерии «нормального поведения», поощряют к активности нужные им типы людей, «задвигают» потенциально конкурентные типы и таким образом способствуют выстраиванию новой, уже не биологически, а социально заданной пирамиды типов. В отличие от эволюционной пирамиды, здесь на верхних этажах могут быть какие угодно отклонения от норм, вплоть до явных патологий. Но они устраивают верховных дирижеров.

Взаимозависимый мир стал единым, пирамида может быть только одна, значит, все остальные страны поставлены перед ультиматумом – считать нормой извращение и патологию. Через пару поколений эта дилемма стирается, и люди охотно занимаются каннибальством.

Рассмотрим эти процессы через призму социальной инженерии.

Нужная всем энергия представляет собой способность совершать работу. Энергия проявляется или в потенциальной форме, или в кинетической, то есть как совершение этой работы. Каковы основные энергосодержащие формы, циркулирующие в обществе? На мой взгляд, социальные энергоносители разделяются на следующие типы.

1.Сила человека, социальная сила (власть), военная сила. С помощью этих рычагов кого угодно можно принудить к подчинению, а следовательно, и к выполнению работы. Контр-задача по уничтожению или сокращению этого энергоресурса у соперника до минимума решается обычно с помощью войн и вторжений. Другие распространенные рецепты – пропаганда пацифизма, поощрение неуставных отношений в армии и т.д.

2.Деньги, как средство обмена на все услуги и природные ресурсы. Деньги условно включают все, что можно на них купить. Контр-задача – обанкротить соперника - выполняется с помощью обильных кредитов и хорошо просчитанных финансовых кризисов. Приватизация – хороший способ скупить все остальное, уже вынесенное на продажу.

3.Способность выполнять какую-то работу. В этот, наиболее распространенный энергоресурс можно включить и те виды работ, которые предполагают специальные познания, талант, редкие дарования, в том числе, в искусстве. Последний тип энергии относится к одному из дорогостоящих и просто деньгами не восполняется, а подчас требует и особой генетики. Контр-задача здесь – лишить соперника возможности получать образование, восполнять знания, развивать талант и просто адресно уничтожать лучших. И необязательно ждать войны, где лучшие будут невосполнимо погибать первыми.

4.Позитивная социальная связь – основа общества, скрепы социума, каркас всех социальных организаций. Без нее невозможна никакая эффективная деятельность, никакое производство, никакая армия, никакое государство. Контр-задача достаточно тривиальна – продуцировать раздор, конфликты, подозрения, атомизировать любую социальную группу, свести к нулю социальные узы, взаимную симпатию, сотрудничество и способность к организованным формам жизнедеятельности.

Поскольку в будущем острота взаимоотношений будет только усиливаться, то следует ожидать развертывания более утонченных и более жестоких форм отъема энергии у соперников, особенно, у более слабых. Более точное прогнозирование будущего хода дел возможно с опорой на закон минимума сопротивлений, т.е., поиска слабых, уязвимых точек у конкретного соперника. Как можно противостоять контр-задачам?

В современной западоцентричной литературе почти не рассматривается центральная роль социальной организации во всех видах деятельности – экономической, политической, производственной, финансовой и др. Но нет никакой деятельности вне и без социальной организации, разве что яблоко сорвать с придорожного дерева.

Социальные связи предваряют и отражают превращение определенных объемов энергии в устойчивые отношения, дающие возможность совместного развития. Общество не потребляет энергию природы и таких ресурсов как нефть, газ, других минеральных ископаемых напрямую, а разрабатывает ее через различные социально-организационные формы в виде социально-нагруженных энергоносителей, которые затем оцениваются в денежном эквиваленте и потребляются через затраты соответствующих финансовых ресурсов. Даже сами деньги – просто бумага, если не подкрепить ее социально-организационной формой, обязывающей считать эту бумагу за ценность. Выращенную пшеницу при отсутствии уместной социальной организации можно оставить гнить на поле и, в результате, вместо энергии, дающей поддержание биологической жизни, спровоцировать голод.

В результате можно говорить о том, что все виды энергии, что общество имеет и потребляет из природы, доступны ему только через специально организованные и сформированные социальные конструкции, при помощи которых и производятся энергоносители. Их производство часто сопровождается формой взаимного долженствования, которая отражает возможность и способность направленного перемещения энергии социальных связей внутри данного сообщества или узкого круга лиц. Следовательно, успешность получения из энергоносителя энергии, т.е., ее переход от потенциальной к кинетической форме, зависит от организационного способа. Таким образом, социальная конструкция является определяющей, а не второстепенной. От нее зависит как производительность, так и результативность трансформации ресурса в энергоноситель. Неудачи в войнах, в запусках космических ракет, в сбое серьезных технических устройств, по большей части, имеют социально организационные, а не технические причины. Это - так, называемый людской фактор. К серьезному специалисту даже особый психологический подход нужен, чтобы он согласился взяться за сложную работу.

Как перевести эти рассуждения в строгий научный подход?

Социальная инженерия предлагает опору на ряд принципов, дающих предварительную рекогносцировку в организационной сфере. Например, принцип эффективной организации предполагает, что при минимальных затратах людской энергии таковая организация дает максимально возможный результат. Тогда организационные советы со стороны соперника будут, скорее, следовать обратному принципу: при максимальных затратах людской энергии предлагаемая форма организации будет давать минимальные результаты.

Другой общеизвестный закон экологической пирамиды, гласящий, что энергия в наибольшем количестве должна оставаться у наименьшего количества субъектов ее потребления, раскрывается в феномене организационного сжатия энергии, которая подобна заключенной в бомбу ядерной энергии. Неорганизованные массы не имеют того компонента, что удесятеряет энергию небольшого числа организованных людей – интеллект руководителя. Это и происходит в действительности: наибольшее количество энергии остается у небольшого количества организованных людей. Поэтому так сильны удары по организационной части разваливаемых в результате «революций» стран. Поэтому так часты нападки на руководителей-конкурентов.

Социальная инженерия делает бесполезными, а то вводящими в заблуждение все ныне популярные социально-политические термины, типа, социализм, капитализм, фашизм, либерализм, эфемерные понятия «борьбы классов», формационную теорию истории и т.д. Все эти понятия намекают на некое организационное содержание. Но кристаллизуя его, выщепляя его из сугубо идеологических терминов, мы можем просчитать организационную эффективность предлагаемых общественных порядков, причем, каждый раз учитывая соответствующий контекст применения данной оргформы. А все оргформы, коль скоро они родились, никогда не исчезают, - это инструменты социальной координации людской энергии. Их применение зависит от целей, контекста и ресурсов, и незачем по их поводу устраивать революции.

Вместо того, чтобы смотреть на общество с точки зрения доступности вариантов выбора, мы можем посмотреть на него с точки зрения усилий, затрачиваемых на пути к реализации этих вариантов. Представьте себе научную дисциплину, в которой варианты выбора организационного поведения были бы помечены в соответствии с тем, насколько сложно их реализовать (своеобразными коэффициентами сложности), и где существует независимая оценочная методика, которая ставит эти пометки в зависимости от уровня сложности, затрат энергии, степени достижимости конечной цели и т.д. Т.е., содержит в себе всю рутинную инженерную практику, но уже относится к социотехнической сфере.

Как ориентироваться в паутине оргформ, да еще и номинированных ложными теориями?

Любая оргформа внедряет в коллектив определенную систему ценностей, неотрывно присутствующую как системный компонент. Эта система ценностей и управляет процессом взаимодействия. Последний является совокупностью транзакций, то есть конкретных паттернов поведения, осуществляемых субъектами взаимодействия. То, какой конкретно паттерн поведения выберет субъект взаимодействия, определяется полностью и исключительно системой ценностей данной организации, иначе организация устранит это взаимодействие как несовместимое с ее целями. В паттерне – образце поведения заключено понимание реальности и эффективности этого действия, опирающееся на трактовку ситуации и всей уместной ее истории. Например, выбор агрессивного поведения – это выбор организационного образца (оргформы) и выбор всей философии в данном конкретном контексте. В результате можно констатировать, что борьба за существование, представляя собой взаимодействие субъектов в рамках заданного искусственного отбора, реализуется внедренными эти отбором средствами философской системы ценностей. Но в тени, за кулисами остается та оргформа, которая продуцирует эту систему ценностей, и в которой определяются структура и содержание нужных реакций на раздражения окружающей среды. Особенно затенены в данном отношении так называемые «традиционные ценности». Но паттерны отличаются разной энергоемкостью, одни требуют меньшей затраты энергии, другие – больше, при тех же достижениях. Поэтому учет и подсчет этой энергоемкости дает научное основание и выбору философских ценностей. Таким образом, они находят свою эмпирическую верификацию, которая может помочь и при выборе энергосберегающих общественных устройств.

Есть соблазн предположить, что кража, мошенничество, обман – самые энергосберегающие паттерны. Но вакуума нет даже в природе, несмотря на то, что годами публику держали в неведении относительно эфира. Точно так же, мошенники и воры действуют не в вакууме, а в полном соответствии с системой ценностей своей социальной организации, которая накладывает столь тяжелое бремя на своих членов, что предложить ее обществу в качестве энергосберегающей оргформы, значит обречь всех на безотчетный страх ожидания возмездия, ненависть ко всем, кто похож на жертву мошенничества или потенциального свидетеля преступления, и втащить всех в полное замыкание в узком анти-мирке (гетто), совсем не энергосберегающем.

Резюмируем. Таким образом, социальная инженерия предлагает методы, позволяющие высвободиться из под гипнотизирующего, чисто идеологического и пропагандистского воздействия искусственного отбора, особенно, что касается контр-задач, и поставить задачу выбора общественных порядков на чисто рациональную основу. Т.е., будущее не прогнозируем, а строим.

Ранее по теме: Прошлое под прицелом социальной инженерии


Эрнест Рубенович Григорьян - доктор философских наук, профессор социологии, специально для REX

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
Харрис или Трамп: если бы Вы приняли участие в выборах президента США, за кого бы Вы проголосовали?
66.3% За Владимира Путина
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть