«Мягкая сила»: инновация, типология и характерные черты

6 июля 2016  23:13 Отправить по email
Печать

В период экономических кризисов, подобных тому, что разразился в 2008 году и последствия которого мы все еще ощущаем и сегодня, стремительно меняться мировой экономический пейзаж и перераспределяются зоны экономического влияния и рынки сбыта.

Крупные транснациональные игроки пытаются использовать кризис мировой экономики для ослабления позиций своих конкурентов и укрепления собственного влияния на рынках, контролируемых их традиционными оппонентами, в том числе и на их внутренних рынках.

В период политической нестабильности схожие явления происходят и в системе международных и межгосударственных отношений как между отдельными странами, так и между группами (блоками) государств.

Государства, входящие в один блок или одну интеграционную систему, предпринимают попытки расширить свою сферу влияния за счет государств, относящихся к другой интеграционнойсистеме, а такжеза счет стран, которые сами являюсь интегрирующими центрами.

Для достижения своих целей. государства применяют целый набор, имеющихся у них инструментов влияния на своих конкурентов. Эти инструменты влияния (или "силы влияния") можно условно разделить на две категории: традиционная "жесткая сила"`иинновационная "мягкая сила".

В период политических кризисов, проблемы потенциальной дестабилизации политических систем государств, в том числе европейских и угрозы их безопасности приобретает особую актуальность.

Не случайно дискуссии по вопросам безопасности и стабильности в Европе занимают сегодня передовицы всех серьезных изданий в странах Объединенной Европы. И все чаще в этих дискуссиях эксперты ссылаются на ставшее популярным понятие "мягкой силы", которую многие считают эффективным инструментом для противостояния новым вызовам и угрозам, а также для обеспечения стабильности как в Европе, так и за её пределами.

В данной статье мы проанализируем понятие инновационной "мягкой” силы, её типологию и характерных черты.

Для начала обратимся к определению "силы".

Традиционно силу определяли, как причину любого действия и как начало изменений мировых явлений. Сила – это феномен, собирающий все явления под одно общее понятие и способный действовать на волю субъектов покоряя её и приобщая к своей.

Современные политологи используют и другие определения силы применительно к внешней политики государств. Так можно определить "силу " (использование силы) в международных отношениях, как "международную политику, которая, как и все остальные виды политики, и есть борьба за власть".

В системе межгосударственных (международных) отношений страны всегда стремятся укрепить свою позицию (свою власть, свою силу), которая традиционно рассматривается ими как условие для обеспечения своей безопасности (как минимум) или как укрепление и расширения своего влияния (как максимум).

Мы можем так же определить " силу", как способность "доминировать в конфликте" и как способ "изменить систему распределения результатов конфликта ", а даже как способ обеспечить влияние на поведения людей, которые были затронуты конфликтом. Тем самым распределить результаты конфликта в свою пользу и пользоваться ими в продолжительных временных рамках.

Действительно, по мнению многих политологов «мягкая сила» государства обеспечивает возможность не только противостоять внешнему воздействию, но и влиять на поведения тех стран (и их граждан), которые пытаются сами осуществить это (внешнее) влияние на своих конкурентов. Изменение поведения граждан иобъясняет долгосрочный эффект от применения мягкой силы.

Но в какой же степени и в каких временных рамках возможноосуществить внешнее влияние на поведения граждан и институтов других стран?

Если считать, что "сила" (власть государства) и взаимоотношения власти и общества (ее граждан) имеет во многом "психологическую составляющую”, то психологическое влияние на граждан других стран с помощью "мягкой силы" становиться вполне возможным.

Для этого необходимо выстроить систему упорядоченного, схематического и эмоционально окрашенного воздействия на восприятие человеком внешнего мира и тем самим создать в голове человека упрощенную (стереотипную) картинку восприятия сложных политических и социальных процессов. Таким образом сознаниечеловека встраиваетсяв предложенную ему целостную схему стереотипного, психологически окрашенного восприятия внешнего мира.

Более того, "мягкая сила " может позволить одному государству не только преодолеть сопротивление другого государства, но и "заставить" это другое государство, в перспективе, сделать то, что оно, при прочих других условиях, не стало бы делать.

Рассмотрим более подробно типы и характерные черты "мягкой силы". В современной системе межгосударственных отношений можно выделить несколькотипов"мягкой силы".

Для определения первого типа "мягкой" силы необходимо вспомнить об определении, так называемой "жесткой силы".

"Жесткая " силаопределяется как "обычная сила, где понятие "обычная " имеет схожее значениес понятием "обычных вооружений", традиционноиспользуемых государствамидля проведения своего внешнеполитического курса.

Бэзил Гарт в своей работе "Стратегия непрямых действий" писал: "...так как имеется существенное различие между целями, ко­торые преследуют агрессивные и не агрессивные государства, должно быть и соответствующее различие в методах, которые они использу­ют при проведении своей политики".

Одним из методов проведения государством свой внешний политики и является использование "жесткой" или "мягкой" силы в соответствии с преследуемыми государством целями.

Государства «агрессоры» традиционно используют «жесткую» силу, а «мягкая» сила используется как правило «не агрессивными» государствами.

Что касается взаимодействия "мягкой" и "жесткой" силы, то при использовании "мягкой" силы одногосударство лишь профилирует угрозу использования "жесткой" силыпо отношению к другому государству, принуждая его к определенным действиям.

Всовременном мире использование исключительно обычной ("жесткой") силы может обеспечить скорее временный результат, но не способно произвести долгосрочный эффект. По этой причине использования или профилирование "потенциальной угрозы" применения жесткой (военной) силы стало важным инструментом в системе межгосударственных отношений. Данную форму "мягкой "`силы мы определим как её первый тип.

Следующая тип или разновидность "мягкой силы"-это способность государства или группы государств контролировать повестку дня важнейших международных институтов (международных межправительственных организаций, международных форумов, международных судов и мониторинговых механизмов) по приятию решений всфере международных отношений и, тем самым, формировать общую позицию ряда (или большинства) государств по важнейшим вопросам международной политики.

Данная общая позиция может касаться различной проблематики: поддержка курса на мирное урегулирование конфликтов или на применения силы, определение виновных в развязывании конфликтов, тех, кто проводит экспансионистскую политику, поддержка продемократических режимов, необходимость выделения финансовой помощи определенным государствам (беспроцентный заем) или принуждение к проведениюопределенной экономической политики встраны (например, приватизацию), выработка общей позиции по отношению к мировых проблемам и вызовам: защита окружающей среды, борьба с терроризмом, проблемы миграции, мультикультурализм, религия и толерантностьи т.д.

Сочетания действий по контролю над международной повесткой дня с помощью использования государством, скажем, А своего политического и экономического потенциала (и мобилизации потенциала своих союзников), а также путем дискредитации своего конкурента, затрудняет (или лишает) последнего возможности включать в повестку дня международных институтов"некомфортные " для государства А вопросы иминимизирует (практически исключает) возможность принятия международными организациями решений противоречащих интересам государства А.

Исключение составляет пожалуй только ООН, где в Совете безопасности несколько государств могут использовать право вето для блокировки любого решения направленного противих интересов, что не исключает, однако, возможности формирования государством негативного мнения у других участников процесса в отношении к государству-оппоненту, а это, в свою очередь, может дискредитировать позицию и инициативы государства-оппонента в глазах других (и возможно большинства) государств даже по вопросам требующих скоординированных и согласованных действий.

Еже одна разновидность "мягкой силы" это способность влиять на интересы, предпочтение и веру в общественные ценности, политическую идентичность других участников (государств) международных отношений.

Данная разновидность "мягкой силы" наименеевидимая, но, как утверждает политолог Стефан Люк, "наименее заметная сила и является наиболее эффективной". Данная разновидность "мягкой силы" направленна на "создание или навязывание внутренних "ограничений" в обществе другого государства (например,не приемлемость к использованию военной силы государством - пацифизм), стимулирование появления у граждан сомненийв отношениисуществующих общественных ценностей, политической системы, а также акцентированиеразличий в системе интересов граждан и национальных политических злит.

Тем самым стимулируется процесс трансформации интересов граждан других государств (например, интерес к изучению своей истории, культуре, языку) иформирование интересов отличных от существующих интересов (минимизация роли государства в важнейших исторических событиях,иная трактовка результатов исторического развития общества, переписывание истории, замена национальной культуры массовой поп-культурой).

В конечном итоге это попытка влиять на изменение идентичности граждан и на трансформацию национальной и политической идентичность другой общественной системы.

Действительно,мы можем представить идентичность в виде взаимо­связанных составляющих:индивидуальной и коллективной. Индивидуальная иден­тичность трансформируется в коллективную, которая, в свою очередь, воздействует на формирование индивидуальной и т.д.

Таким образом, в процессе влияния на общество и общественное сознание "мягкая "`сила воздействует сперва на: изменение мировосприятия и идентичности на уровне отдельных индивидов (появление сомнений в системе общественных ценностей, и способности власти обеспечить соблюдение принципа социальной справедливости, равенства граждан перед законом или демократических свобод), затемоказывается воздействие на коллективноесознание в процессе взаимного воздействия индивидуальной и коллективной идентичности (индивидуальные сомнения в реализации принципа равенства исправедливости, в желании политической элиты бороться скоррупцией и т.д. могут перерасти в массовое движениеграждан и недоверие к политической системе- политической идентичности). Следующий этап – этотрансформация коллективных идентичностей в явление общественного само отождествления(требования реформированиясуществующей политической системы и пересмотра/переосмысленияобщественной моделии ее базовых ценностей).

Таким образом, влияя на идентичность отдельного гражданина,можно добиться измененияидентичности всего общества. Для достижения этой цели требуется структурированное, целенаправленное и постоянное влияние с помощью "мягкой" силы на сознание граждан как в отдельности, так и в целом на (гражданское) общество другого государства.

Если кратко суммировать описание типологии"мягкой " силы, то еёпервуюразновидность можноопределить, какиспользование угрозы, включая возможное внешнее вмешательство (использование "жесткой"`, военной силы) для изменения поведения или позиции другого участника системымежгосударственных отношений.

Вторую разновидность можно определить, как способность использовать международные институты для поддержания в международной повестке дня определенной проблематики, определяя позиции принятия решений международными структурами для оказания давления на государство – оппонента, способность носителей "мягкой силы" изменять поведение, влиять на идентичность и веру в ценности граждан (социумов) иных государств-участников международных отношений.

В следующей главе мы рассмотрим определениеи составляющие элементыпонятия "идентичности", а также обсудим используемыесегодня инструментывоздействия на сознание и идентичность граждан, на примере некоторыхевропейских государств.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть